Фестиваль Юрия Башмета охватил Ярославль и его окрестности
Барочная музыка соседствовала с арабской, а песни Победы – с мрачным «Стиксом» Гии Канчели«Кто боится барокко?» – требовательно вопрошала программка к концерту, в котором основным солистом выступал итальянец Винченцо Капеццутто со товарищи. Ансамбль из трех инструменталистов, среди которых по соседству с томной теорбой и барочной гитарой зычным голосом выделялся современный бас-кларнет, стал лишь выигрышным фоном для театра одного актера.
Лукавые, меланхоличные и шутливые песенки Страделлы, Пиччинини и Росси, народная Tarantella alla Caprinese, любовные стихи и озорные скороговорки и даже кулинарные рецепты провинции Эмилия-Романья: «добавьте сахар, не прекращая помешивать...» (цитата из рецепта бланманже). Разноголосье итальянских диалектов, переключения с декламации на пение и обратно – с подтанцовками, четко выверенной жестикуляцией. Движения ладоней, конфигурация пальцев порой говорили о песне больше, чем мог бы сообщить подстрочный перевод. Миниатюрная ладная фигурка Капеццутто притягивала взоры; певец, подвижный как ртуть, казалось, слегка приподнимался над сценой, паря в пучке внимания. Музыки барокко, насколько могу судить, не испугался никто. Чай, не современная – впрочем, и музыка ХХ и XXI вв. на фестивале в Ярославле тоже звучала, и в изрядном количестве.
На открытии после увертюры Моцарта к «Свадьбе Фигаро» и редко исполняемого Концерта Шумана для четырех валторн с оркестром (солировали валторнисты Венских филармоников) последовал шумный и броский Двойной концерт для фортепиано с оркестром Александра Чайковского: за два рояля уселись две дочки, Дарья Чайковская и Ксения Башмет. Заключил вечер масштабный опус Гии Канчели «Стикс» – для солирующего альта, хора и оркестра. Как водится, партию альта сыграл сам Башмет, которому посвящен опус Канчели; дирижировал вторым отделением Александр Сладковский, как всегда четко и профессионально.
Струнные мастера
Братья Жубран – потомственные музыканты, выходцы из старинной палестинской христианской семьи, которая уже 400 лет занимается изготовлением удов. Инструменты, на которых играли в концерте, также сделал один из братьев Жубран.
Преамбула фестиваля получилась пафосной и, на наш вкус, несколько перегруженной патетикой: эдакий «верняк», рассчитанный на безусловный отклик. Зато последовавшая за открытием серия камерных концертов приятно удивила изысканным подбором сочинений, солистов и ансамблей. Подобный рафинированный отбор делает честь организаторам – Русскому концертному агентству и его главе Дмитрию Гринченко, свидетельствуя о незаурядном и взыскательном музыкальном вкусе.
Где еще, скажите на милость, вы найдете в фестивальной афише трио палестинских музыкантов, играющих традиционную арабскую музыку на древнейших арабских инструментах – удах, ставших прародителями лютни и всего семейства современных европейских струнных? Трио братьев Жубран из Палестины представило освежающе экзотическую программу: медитативные мотивы, основанные на мугамных ладах, сменялись жгучими танцевальными ритмами. Программа в стиле фьюжн (джазовые включения, импровизации) тем не менее вся была выдержана в русле более глобального архаичного стиля андалуси – даже пьеса Альбениса «Альгамбра», сыгранная под конец. Отдельная история – участие в концерте потрясающего перкуссиониста Юссефа Хбеиша, равно виртуозно владеющего как европейскими ударными, так и восточными бубнами.
Еще один камерный концерт восхитил неконвенциональным отбором сочинений. Это был вечер Татьяны Самуил, очень известной, сильной скрипачки, – фактически ее бенефис. Выйдя на сцену босиком, в подражание Патрисии Копачинской, скрипачка сначала слегка подразнила ярославскую публику музыкой Губайдулиной: программа открывалась подчеркнуто жанровой пьесой «Танцовщик на канате». Затем публике голосом Михаила Полицеймако рассказали сказку: «История солдата» Стравинского прошла в пяти фрагментах, в сокращенном варианте, но скрипка была представлена в этой редакции вполне репрезентативно.
Самое вкусное было припасено для второго отделения: клавирные «Гольдберг-вариации» Баха в переложении Дмитрия Ситковецкого для струнного трио. Это было непривычно – и любопытно: резковатые тембры скрипки, альта и виолончели не преобразили исходник неузнаваемо, но наполнили его живым, пульсирующим смыслом. Не зря считается, что Иоганн Себастьян Бах мыслил по преимуществу линеарно – линия, графика голосов были для него важнее краски. Сыграли вариации исключительно хорошо: ясная артикуляция, идеальная сыгранность, выдержка и сосредоточенность – без этого вряд ли музыканты трио смогли бы дотянуть это циклопическое сочинение до конца.
Фестиваль в Ярославле начинался семь лет назад всего с трех концертов. Сейчас концертов стало куда больше, а фестиваль распространился на всю Ярославскую область. В этом году концерты прошли не только в самом Ярославле, но и в близлежащих городах – Рыбинске, Переславле-Залесском, Гаврилов-Яме – и селах Кукобой и Вятское, где стараниями местных меценатов выстроен киноконцертный зал и открыто с десяток музеев.
Ярославль