Мультимедиа арт музей посвятил выставку военным фотографам

Большинство снимков хорошо известны зрителям
Аркадий Шайхет. Бои на обрешетке стеклянной крыши заводского сборочного цеха. Сталинград, осень 1942
Аркадий Шайхет. Бои на обрешетке стеклянной крыши заводского сборочного цеха. Сталинград, осень 1942 / МДФ

Полное название выставки в Московском доме фотографии: «Военным фотографам посвящается. Территория Победы. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне». Без первого предложения оно звучало бы совсем банально-официально, как и положено неизбежной выставке к юбилейной дате. Основная часть экспозиции и сделана как положено. Она состоит из корпуса знаковых фотографий, бесконечно воспроизводимых со дня своего появления на свет до нынешнего дня. Военные фотокорреспонденты работали в условиях жесткой цензуры, их снимки должны были поддерживать боевой дух несшей чудовищные потери армии и страдающего населения страны.

Такая же установка, похоже, и сегодня – ни один кадр не должен изменить представление о войне как о подвиге армии и народа. Вот только руководящую роль партии, единой с армией и народом, в отличие от советских времен отражать не обязательно. Главное – дозировать ужасы и не вспоминать о поражениях.

Не знаешь, в чем обвинят

С выставками, посвященными юбилею Победы в Великой Отечественной войне, в этом году были неожиданные проблемы. «Брянщина в объективе войны. Детские судьбы» в областной библиотеке Брянска была уличена участниками движения «Суть времени» Сергея Кургиняна в идеализации жизни при оккупации. По неназванным причинам была отменена выставка «Триумф и трагедия: союзники во Второй мировой войне» в Екатеринбурге, она была подготовлена совместно с генконсульствами США и Великобритании.

Начинается выставка с кадра Евгения Халдея «Объявление о начале Великой Отечественной войны. Улица 25-го Октября. Москва. 22 июня 1941 г.». Заканчивается так же предсказуемо – фотографией того же автора «Поверженные знамена. Парад Победы на Красной площади в Москве. 24 июня 1945». Наверное, можно было бы начать и закончить выставку, избегая ожидаемого, как это было сделано в книге «Россия: ХХ век в фотографиях. 1941–1964», изданной тем же Московским домом фотографии. Там фотографии Халдея предшествует работа Марка Маркова-Гринберга «На эскалаторе московского метро. Начало 1940-х». У женщины на первом плане настолько обреченное лицо, что оно стоит множества рассказов о неотделимом от жизни страхе, который испытывали советские люди в ожидании войны.

На выставке показано 250 современных отпечатков с фотографий военных лет из собраний Московского дома фотографии, нескольких музеев и архивов, личных собраний. Поэтому там есть не только «Атака» Дмитрия Бальтерманца и его же «Горе» с вмонтированными для драматизма грозовыми облаками – словно трупы на дороге недостаточно драматичны. Не только постановочное и азбучное «Знамя над Рейхстагом. Берлин. 1 мая 1945 г.» Евгения Халдея. Но можно увидеть более редкие, а потому лучше воздействующие кадры, как, например, «Бои в Севастополе» Семена Фридлянда, где солдат стреляет из-за горы арбузов. Или «Техника, брошенная фашистами. 1944», где два красноармейца на лошадях едут сквозь нескончаемый строй разбомбленных немецких машин.

Но в целом на выставке все дозировано, как было принято в самые официозные советские годы: если немцы – то жалкие пленные, если советские бойцы – то бодрые. Скелетообразных блокадных детей и узников Освенцима немного, чтобы не сеять паники, с трупами также не перебарщивать. Про союзников лучше не вспоминать. Зато парадов Победы и радостных встреч на Белорусском вокзале – как можно больше, потому что война – это победа, а не непостижимая умом и сердцем трагедия.

Год назад Московский дом фотографии показал выставку «Война, покончившая с миром» о Первой мировой войне. На ней были собраны материалы из музеев и архивов разных стран, и экспозиция представила войну как вселенскую трагедию, бессмысленную и разрушительную. Но лучше о прошлогоднем событии не вспоминать, иначе нынешнее представится каким-то частным случаем, проверенным сочинением на заданную тему. Что жаль – за девятнадцать лет работы именно Московский дом фотографии показал не одну выставку о нашей Великой Отечественной и о всеобщей Второй мировой, показывающую известные события в забытых или непривычных ракурсах.

Теперь все наоборот: можно смотреть на фотографии приятных девушек в военной форме и миловидных тружениц тыла и только вспоминать, что рассказывали женщины о себе в книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Единственное новшество выставки – это ее посвящение военным корреспондентам. О нескольких рассказано в отдельных сюжетах, транслируемых на мониторах. Но это только дополнение к основному выставочному тексту.

До 14 июня