Музыка Антона Батагова звучит ясно, простая гамма

Премьера нового опуса прошла в потемках, но сделалось светло
Стену между артистами и публикой удалось снять, посадив часть слушателей на сцену
Стену между артистами и публикой удалось снять, посадив часть слушателей на сцену / А. Гордеев / Ведомости

Героями абонементного цикла «Нормальная музыка. Премьеры и не только» стали современные композиторы, которых принято относить к минималистам, – Владимир Мартынов, Георгий Пелецис, Павел Карманов и Антон Батагов. Последний выступил и составителем всего абонемента, и автором его концепции, согласно которой композиторы включают в программу не только собственные сочинения, но и ту музыку, которая направила их на творческом пути. Сам Батагов выбрал одного из первых композиторов в истории музыки – Перотина (XII в.), а также классика американской экспериментальной музыки Фредерика Ржевского (р. 1938). Таким образом, программа объединила сочинения, разнесенные по времени создания лет на девятьсот, что, по мысли составителя, не имеет ровно никакого значения.

Действительно, четырехголосные органумы из Sederunt principes Перотина прозвучали как написанный вчера опус минималиста – тем более исполнялись они современным струнным квартетом.

Нехитрый контраст двух настроений явился в сочинении Coming Together Ржевского (1971), созданном на текст из тюремного дневника радикального пацифиста Сэма Мелвилла. Первая часть – возбужденный монолог чтеца в сопровождении поющих голосов и струнных инструментов на фоне бегущего в спотыкающемся ритме синтезаторного баса (композитор Алексей Айги попенял коллегам, что они упростили себе задачу, пустив эту партию в записи). Во второй части, написанной в безмятежном мажоре, о драме напоминает лишь отсылающее к образу вечного морского прибоя название нью-йоркской тюрьмы – «Аттика».

Антон Батагов присоединился к ансамблю N’Caged (его лидеры – дирижер Арина Зверева, струнники Николай Скачков и Сергей Полтавский) в исполнении собственной 45-минутной композиции Tat tvam asi. Название вещи – индуистское изречение, его смысл – нечто вроде «ты есть те, кому ты сострадаешь», а материал пьесы – ясный, как простая гамма. Даже не «как»: последняя и повторяется на протяжении длинного центрального раздела на фоне чередования нескольких столь же простых аккордов. Очарование вещи – в ее верно найденном звучании. Рояль и голоса певцов вместе поднимаются из глубоких басов рычащего контрабаса к высотам, пропетым скрипками и чистым сопрано Ольги Россини. Вертикаль звука выстраивается уверенно, обертоны пленяют все более богатыми красками, а публика гипнотически проникается ощущением света, хотя на сцене царит непролазный мрак.

Абонемент «Нормальная музыка. Премьеры и не только» продолжится в следующем сезоне авторскими концертами композиторов Александра Маноцкова, Леонида Десятникова и все того же Антона Батагова.