В новых «Мстителях» супергерои создали себе суперврага

Его зовут Альтрон, он злой Буратино
Это супергерои пока только разминаются перед встречей с могущественным врагом
Это супергерои пока только разминаются перед встречей с могущественным врагом / outnow.ch

За суперсилой нужен глаз да глаз. Чуть только часть команды «Мстителей» отвлеклась, как любопытный и шаловливый Железный человек Тони Старк, обожающий новые игрушки, запустил супермозг, который подумал, подумал и решил уничтожить человечество. Так началась «Эра Альтрона», напоминающая, что супергерои – не только суперзащитники, но и источник суперопасности.

Мотивация всех супермонстров, в сущности, одинакова и восходит к желанию папаши Убю стать королем, чтобы сначала ограбить всех подданных, а потом всех убить. Только, в отличие от абсурдистского фарса Альфреда Жарри, в комиксах это обычно всерьез. Но если комикс экранизирует Джосс Уидон, дело обставлено гораздо хитрее.

Когда три года назад Уидон впервые собрал на экране супергероев из комиксов Marvel, они не столько боролись со злом, сколько занимались комическим тимбилдингом, созданием сплоченной команды профессионалов. До этого-то каждый был сам по себе, со своими врагами и своими проблемами. У Тони Старка (Роберт Дауни-младший) был атомный реактор в груди и железный костюм. Интеллигент Брюс Беннер (Марк Руффало) имел обыкновение превращаться в зеленого великана Халка и буянить, а потом очень этого стыдиться: «я, как раненый зверь, напоследок чудил, выбил окна и дверь и балкон уронил». У скандинавского бога Тора (Крис Хемсворт), прилетевшего на Землю из параллельного мира Асгард, был божественный молот. У Соколиного Глаза (Джереми Реннер) были лук со стрелами и феноменальная меткость. У бывшей русской шпионки Наташи Романофф (Скарлетт Йоханссон) было темное прошлое. У Капитана Америки (Крис Эванс), пролежавшего в вечной мерзлоте со времен Второй мировой, были ура-патриотический костюм, суперчесть и суперсовесть, а после знакомства с шутником Старком появилось еще прозвище Капитан Сосулька, обидно, да, а ведь приходится вместе работать. Крепыши Тор и Капитан постоянно норовили подраться, Старк тоже иногда влезал, но только в железном костюме. А без него подкалывал суперколлег и придумывал разные суперустройства. И как-то так весь фильм они и куролесили, а между делом отразили атаку хитроумного внеземного зла с применением многочисленных спецэффектов.

Муза-захватчица

Компания по производству спецэффектов Industrial Light & Magic разработала для фильма новую систему «захвата движения» (motion capture), назвав ее Muse. Она позволяет не только точнее сообщать компьютерным образам мимику и движения актеров, но и совмещать в одной сцене разные кадры, что было особенно важно, когда в эпизоде одновременно были Альтрон и Халк.

Но вот теперь команда есть и надо найти объект для применения силушки. Кулаки-то чешутся, кровь играет, умище некуда девать. В стремительной начальной сцене Мстители громят лабораторию условных фашистов в вымышленной восточноевропейской стране Заковии, но это дело плевое. Нужен супервраг, и пытливые умы Тони Старк и Брюс Беннер его создают. Он сперва красиво и загадочно светится искусственными нейронами, а потом утекает во всемирную сеть и плетет там убийственный план.

Но это не только опасный противник. В бестелесном Альтроне, стремящемся к воплощению в человеческой плоти, можно без труда разглядеть массу библейских аллюзий, последний решительный бой происходит в гигантской церкви, а в кошмарах супергероям мерещится Чужой – один из главных продуктов мутаций религиозных тем в фантастическом жанре. Сам Альтрон, сварганив себе грозное железное тело (в котором маялся актер Джеймс Спейдер), регулярно пытается не только подраться со Мстителями, но и поговорить по душам, объясниться. А в первом трейлере фильма он даже цитировал песню из диснеевского «Пиноккио» (1940), так что это еще и темный Буратино.

При такой духоподъемности – почти никакого пафоса. Джосс Уидон ловко упаковывает все аллюзии и цитаты в мощные боевые сцены, подпускает лирики (Наташа Романофф трогательно успокаивает громилу Халка, а тот, отбуянив, мнется, как школьник на первом свидании), не забывает шутить (многосерийный анекдот про молот Тора заслуживает отдельных аплодисментов) и подкидывает пару новых интересных супергероев – близнецов-мутантов. Один (Аарон Тейлор-Джонсон) – стремительный, как вжик. Вторая (Элизабет Олсен) – чаровница, способная навести морок даже на самый дерзкий и супергеройский ум. А в финале есть интригующее обещание в следующей серии столкнуть «Мстителей» со «Стражами Галактики». Как ее постановщик управится с такой оравой супергероев, представить пока трудно, но после «Эры Альтрона» мегаломанская затея не кажется безнадежной. Обе серии «Мстителей» доказывают, что конкуренция идет супергероям только на пользу.

В прокате с 23 апреля