Grandi Giardini Italiani: 120 лучших садов и парков Италии

Поместье принца Конде, 25 розовых садов и владения аристократических семейств, доступные для посещения простым смертным
Villa Arvedi вошла в Grandi Giardini Italiani одной из первых
Villa Arvedi вошла в Grandi Giardini Italiani одной из первых / Grandi Giardini Italiani Photo Archive

Имение Шантийи расположено в 50 км от Парижа и включает обширный, на 45 га, парк (точнее, несколько разных по стилистике парков), пару дворцов, Музей лошади и действующий ипподром. История поместья восходит к коннетаблю Монморанси, построившему в XVI веке Малый замок, сохранившийся до наших дней. В XVII веке владельцем земель стал принц Конде, кузен Людовика XIV. Он построил Большой замок и заказал королевскому садоводу Андре Ленотру роскошный садово-парковый ансамбль.

Когда сорок лет назад уроженка Шотландии Джудит Вейд переехала в Италию, она, как и многие другие иностранцы в Бель Паэзе (поэтическое прозвище Италии. – Прим. перев.), была потрясена ее великолепием и шокирована хронической безалаберностью. Больше всего британку очаровали сады и парки, но выяснилось, что большинство из них закрыты для публики.

И тогда Джудит начала буквально с нуля объединять в единую систему лучшие парки Италии, чтобы сделать их общедоступными, не забывая при этом обеспечивать им необходимую рекламу. «Я решила, что пора дать туристам принципиально новые впечатления, – говорит она. – Иной способ познания Италии. Весь проект рассчитан на «медленный туризм», на людей, которые хотят увидеть что-то совершенно особенное».

В 1997 году Джудит создала проект Grandi Giardini Italiani («Великие итальянские сады»). «Это определение не охватывает полностью всего того, что мы предлагаем, потому что в нашей системе не существует объекта, где не было бы дворца, виллы или художественной коллекции, – объясняет Вейд. – Самое необычное в наших садах и парках то, что большинство из них остаются частными владениями, принадлежащими потомкам старинных знатных родов. Различия между ними в деталях, в ощущениях. Так что человек, который прогуливается по парку в поношенном твидовом пиджаке, может оказаться князем или герцогом», – добавляет она.

Создание Grandi Giardini Italiani оказалось нелегкой задачей. Вооружившись решимостью и упорством, Вейд одного за другим обзвонила всех владельцев и сумела убедить двенадцать из них присоединиться к проекту. В список попали, в частности, вилла Арведи, вилла Триссино-Марцотто, парк виллы Паллавичино и остров Гарда. «Я решила работать только с лучшими объектами, чтобы мой бренд стал синонимом совершенства, – говорит Джудит. – Уникальность моего проекта в том, что мне удалось сделать из него компанию. И я хочу, чтобы она первой в мире из всех компаний, связанных с культурой, вышла на биржу».

Джудит Вейд верит в сохранение культуры и передачу ее будущим поколениям, но как практик не верит в благотворительность. «Культура – крупнейшая отрасль экономики в Италии, и будущее страны всегда будет зависеть от ее прошлого. Я обнаружила закономерность: открывая все больше садов, ты создаешь больше рабочих мест; чем выше твои доходы, тем больше садов ты можешь поддерживать в хорошем состоянии. Вот такая нравственная экономика».

Villa Arvedi вошла в Grandi Giardini Italiani одной из первых
Parco Idrotermale del Negombo / Grandi Giardini Italiani Photo Archive

Чтобы стать одним из «великих итальянских садов», садово-парковый ансамбль должен обладать выдающимися ботаничес­кими, художественными, историческими особенностями или интересными современными чертами. Кроме того, он должен быть интересен для посещения в рамках концепции «медленного туризма». «В нашей системе мы работаем и с государственными садами, – рассказывает Джудит Вейд, – такими как флорентийский Джардино ди Боболи, Мирамаре в Триесте, вилла д’Эсте в Тиволи и Реджа ди Казерта, одним из самых великолепных парков мира. Он просто огромен, почти вдвое больше Версаля, о нем хорошо заботятся, и там масса всего интересного. Парк и водопад до сих пор питает один из самых красивых акведуков на свете. Советую любоваться парком ближе к вечеру, когда посетители в основном уже разошлись. Отблески закатного солнца на воде – это что-то фантастическое!»

Среди «великих садов» есть и современные, как, например, Лабиринт Франко Марии Риччи в окрестностях Пармы, открытый в 2014 году. «Это крупнейший лабиринт в мире. Но самое интересное, что в центре его разместились издательство, художественная галерея, ресторан, бар и уникальная коллекция Джамбаттисты Бодони, знаменитого итальянского издателя XVIII века», – объясняет Джудит Вейд.

Парк Arte Sella в регионе Трентино – пример пространственного искусства. Здесь деревушку из семи домов превратили в музей под открытым небом. «Гидротермальный парк Негомбо на острове Искья – еще один потрясающий объект, – продолжает госпожа Вейд. – Там есть средиземноморский сад, спа с тремя бассейнами, частный пляж и первоклассная гостиница, очень маленькая».

Великие итальянские сады, расположенные по всей Италии с севера до юга, предлагают современную версию Гран-тура (продолжительное путешествие по Европе, которое в XVIII–XIX веках совершали в образовательных целях сыновья из аристократических семейств. – Прим. перев.) – возможность посетить 120 уникальных жемчужин садово-паркового искусства, в которых ежегодно бывает более 8 млн гостей со всех концов света.

Система распространяется также на швейцарский кантон Тичино – здесь садами и парками управляет организация Gardens of Switzerland. «Наша сеть включает еще и ряд солидных отелей, таких как Villa D’Este в Черноббьо. Мало кто знает, что гостиница окружена одним из красивейших парков в мире.

В принципе не имеет значения, кому принадлежит парк: государству, банку или частному лицу, – важен сам объект. Чтобы посещать наши парки, не надо быть ботаником или специалистом по истории искусств. Мы стараемся как можно шире информировать общественность во всем мире об этих садах, парках, дворцах и замках. То, что у нас можно посмотреть, совершенно уникально, потому что дает полный набор впечатлений».

Все эти объекты недвижимости очень ценные. «Замков на свете много, а вот замки с достойным парком встречаются гораздо реже. Садово-парковый ансамбль – это всегда большой плюс, он как живое произведение искусства. Как картина Рембрандта, – говорит Вейд. – Один из парков был буквально месяц назад продан за 50 млн евро: владельцы умерли, не оставив наследников. Его купили супруги из России. Но владельцы наших садов и парков не являются инвесторами, которые рассчитывают на них заработать. Они открывают свои парки для публики не потому, что им нужны деньги, а потому, что хотят, чтобы их собственность была самоокупаемой. Туризм дает такую возможность».

В садах и парках проекта регулярно проходят проверки, что гарантирует высокое качество их содержания. Цена входного билета обычно вполне доступная, членство для посещения не требуется. «С марта по май в парках на озерах Комо, Лаго-Маджоре и Гарда можно полюбоваться прекрасными коллекциями рододендронов и азалий».

Летом для посещения открыто более 25 розовых садов. По мере повышения температуры Джудит Вейд рекомендует перемещаться на юг, знакомиться с чудесами сицилийских садов и парков, где представлены впечатляющие собрания суккулентов и средиземноморских растений. Осенью наступает пора лиственных деревьев. А в этом году расписание будет особенно плотным: в 100 огородах и фруктовых садах, которые откроются к Expo 2015, пройдут выставки, концерты и дегустации.

Перевела Елена Туева