«Золотая маска» завершилась триумфом Перми
«Королева индейцев» получила целых пять наградЦеремония награждения лауреатов, которая прошла на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, не обошлась без толики разрешенной фронды. Перед тем как вручить режиссеру Михаэлю Тальхаймеру премию за постановку «Тартюфа», отмеченную как лучший зарубежный спектакль, актриса Ингеборга Дапкунайте совершила экскурс в историю, рассказав, что пьесу Мольера в свое время запрещено было не только играть, но даже читать, а сегодня она все еще актуальна, раз актуальны попытки использовать религиозные чувства в корыстных целях. Министр культуры Владимир Мединский (он вышел наградить за поддержку искусства компанию «Северсталь» и воронежского губернатора Алексея Гордеева) был встречен неумелым свистом и не был сразу согнан со сцены лишь потому, что с ним вместе вышла заложницей ни в чем не повинная актриса Дарья Мороз. Однако в середине речи министра из дальнего конца зала раздался выкрик «Верните Тангейзера!», который был поддержан долгими аплодисментами. Министр сохранил самообладание и даже попытался отшутиться. Но и в благодарственных речах некоторых лауреатов звучала мысль, что на фоне общей растерянности жюри «Золотой маски» – один из последних бастионов здравого смысла.
Опера и мюзикл
Действительно, в этом году жюри снова выказало здравомыслие и профессионализм – во всяком случае, жюри музыкального театра, которое возглавлял режиссер Андрейс Жагарс. Жаль, конечно, что многие отличные оперные спектакли остались без наград – но слишком уж хороша оказалась пермская «Королева индейцев». Пять «Масок» – за лучший спектакль, лучшую режиссуру Питеру Селларсу, лучшую дирижерскую работу Теодору Курентзису, лучшую женскую роль Надежде Кучер. И в подтверждение качества – независимая от жюри премия критики. Пермский театр сделал работу феноменально цельную и подлинную по смыслам и чувствам. Совокупность наград образовала своего рода Гран-при – спектакль явно признан лучшим в российском театральном сезоне вообще, не только в опере.
Знак почета
В числе лауреатов «Золотой маски – 2015» также выдающийся немецкий режиссер Петер Штайн. Он награжден не за постановку «Аиды» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, которая в конкурсе осталась без премий, а в почетной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». В этой номинации также награждены Майя Плисецкая, Армен Джигарханян и другие артисты старшего поколения.
Жюри все же отметило «Дон Карлоса» Большого театра (Дмитрий Белосельский награжден за лучшую мужскую роль – короля Филиппа) и Dido «Новой оперы» (спецприз дирижеру Дмитрию Волосникову и его ансамблю).
Спорным решением стало неприсуждение приза в композиторской номинации. Жюри оказалось поставлено в ситуацию выбора между двумя крайностями – либо минимализм Майкла Наймана (Dido), либо авангард Дмитрия Курляндского («Носферату») – и предпочло премию вообще не выдавать. Решение, встреченное многими в штыки, объективно: ни живой британский классик, ни наш молодой лидер на этот раз не создали чего-то художественно безусловного – что особенно почувствовалось на фоне «Королевы индейцев».
Бывали годы, когда без «Масок» оставались целые номинации, например «мюзикл». В этом году все в порядке: победил петербургский «Чаплин» (лучший спектакль, лучшая артистка Мария Лагацкая-Зимина, лучший артист Евгений Зайцев), хотя лучшим режиссером в жанре назван Владимир Панков («Машина», «Гоголь-центр»), а спецпризом жюри награжден также спектакль «8 женщин» (пермский «Театр-театр»), в этом же спектакле отмечены лучшие работы художника и художника по костюмам в музыкальном театре – Виктор Шилькрот и Ирена Белоусова.
Балет и танец
Ярких премьер в области хореографии в прошлом сезоне было немного, а настоящих событий – просто наперечет. И именно между ними, практически не размениваясь ни на что второстепенное, жюри поделило свои награды. Это «Укрощение строптивой» Большого театра, «Цветоделика» Екатеринбургского театра оперы и балета и «Экспонат. Пробуждение», представленный Александринским театром. Работа фантастического француза Жан-Кристофа Майо, которого впервые за несколько десятилетий удалось оторвать от его родного Балета Монте-Карло ради нескольких месяцев работы в Москве и создания оригинальной постановки для Большого театра, представила современный классический балет на взлете – тонкий, изящный, драматургически виртуозный, упоительно сложный для исполнения и вбирающий зрителя как воронка. Ему досталась главная балетная награда – за лучший балетный спектакль, а также две «Маски» за лучшую женскую (Екатерина Крысанова) и мужскую (Владислав Лантратов) роли. Но вот лучшим хореографом признали не мирового классика – и это сенсация, – а Вячеслава Самодурова, три года подряд придумывающего такую непереводимую игру ног для труппы Екатеринбургского театра, что она уже завоевала себе место в ряду ведущих российских балетных трупп. Объединив в «Цветоделике» музыку Чайковского, Пярта и Пуленка, хореограф вновь дал возможность продемонстрировать себя оркестру под управлением Павла Клиничева, который награжден как лучший дирижер в балете.
«Экспонат. Пробуждение» Анны Абалихиной тоже вряд ли останется событием одного сезона – это тот уникально редкий случай, когда отечественному современному танцу не приходится извиняться за то, что он проник к нам на территорию подпольно, на несколько десятилетий позже, чем начал развиваться в Америке и Европе. Абалихина представила спектакль-перформанс, в котором идея и хореографическая форма отвечают лучшим сегодняшним образцам жанра, причем они соединены с безупречной работой всей команды – от исполнителей до художников по свету (Евгений Афонин, Сергей Васильев), признанных лучшими в музыкальном театре.
Драма, куклы, эксперимент
По решению жюри драматического театра, в котором председательствовал Анатолий Смелянский, три из четырех наград, присуждаемых театру кукол – за лучшую работу режиссера, актера и художника, – собрал спектакль Евгения Ибрагимова «Когда я снова стану маленьким», но приз за лучший спектакль достался «Куккафе «У Шекспира» Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской, руководителей знаменитого театра «Тень».
Теперь о драме. Хорошие новости: лучшей женской ролью было признано пятичасовое исполнение Блока молодой актрисой Ксенией Орловой («Возмездие 12» Клима), а премию за лучшую мужскую роль взял Игорь Миркурбанов, сыгравший черта и Федора Павловича в «Карамазовых» Константина Богомолова. Это победа не только самих артистов, но и нового режиссерского мышления, поскольку эксперименты Богомолова и Клима в первую очередь затрагивают именно актера. Так себе новости: выдающиеся решения жюри на этом заканчиваются.
Лучшим драматическим спектаклем большой формы признан «Вишневый сад» Льва Додина – эту, бесспорно, достойнейшую работу наградили просто за профессионализм, поскольку здесь нельзя говорить о какой-то исключительной роли в театральном процессе. Победителем в малой форме стала смелая, но далеко не безупречная постановка Джулиано ди Капуа «Жизнь за царя». Приз за лучшую работу режиссера в третий раз достался Юрию Бутусову («Три сестры»), а лучшей работой художника признана сценография Марии Трегубовой («Алиса»), для которой нынешняя награда тоже стала третьей по счету.
Досадно, что награды не досталось Группе юбилейного года – команде, которая в течение сезона ставила спектакли и проводила выставки к 50-летию Театра на Таганке. В конкурсе «Эксперимент» ее представлял любопытнейший документальный спектакль Семена Александровского «Присутствие», посвященный шедевру Юрия Любимова «Добрый человек из Сезуана», – победила тем не менее постановка Светланы Земляковой «Петр и Феврония». Кроме того, Александровский боролся (безуспешно) за режиссерскую премию. Новая стратегия работы с бюджетной площадкой, нестандартные подходы к документальному материалу, уровень высказывания – всех этих доводов оказалось недостаточно для специальной премии жюри, которую теоретически могли бы присудить проекту в целом (обладателями этого приза стали новосибирский актер Лаврентий Сорокин, сыгравший в спектакле «Крейцерова соната», и воронежский спектакль «День города» Михаила Бычкова).