Российские дизайнеры занялись пошивом униформы для компаний
Такая форма взаимодействия для них дополнительный заработок, хобби и дело жизниТем не менее то, что дизайнеры участвуют в официальной жизни страны, по большей части имиджевое явление: в России существует немало фирм, специализирующихся на изготовлении униформы. Одна из них – холдинг легкой промышленности «БТК групп». Компания является единственным поставщиком вещевого имущества для Минобороны (в частности, формы для парада 9 Мая), шьет для сотрудников «Аэрофлота», имеет опыт разработки дизайна для проводников «Сапсана». «Мы не зовем сторонних дизайнеров: команда штатных специалистов работает в тесном сотрудничестве с технологами и конструкторами. И это позволяет добиться наилучшего качества. Кроме того, привлечение независимых модельеров делает проект дорогим, а заказчики стремятся оптимизировать расходы, особенно сегодня», – говорит Арина Слынко, член правления «БТК групп». По мнению Арины, участие дизайнеров в разработке форменной одежды компании – это возможность привлечь к проекту внимание широкой аудитории.
Российские компании все чаще обращаются к отечественным дизайнерам с просьбой создать коллекцию униформы для сотрудников. И те с удовольствием берутся за работу. «Сама по себе тенденция не нова. Так, например, недавно проходила выставка авиакомпании Air France, на которой была представлена форма разных лет, созданная лучшими модельерами, – оказалось, что Dior и другие ведущие дома мод создавали форму для бортпроводников еще в 50-е. То, что компании хотят сотрудничать с дизайнерами, – логично и правильно, и мы рады, что тенденция прижилась в России», – говорит руководитель департамента по работе с корпоративными клиентами компании «Русмода» Екатерина Сычева. Для «Русмоды» пошив корпоративной формы – одно из основных направлений. Главные действующие проекты компании – форма для работников ТЦ «Цветной» и сибирских авиалиний S7. А в настоящее время ателье работает над изготовлением одежды для сотрудников центра красоты «Белый сад» и над масштабным дизайн-проектом для аэропортов (подробности пока не разглашаются).
Примечательно, что услугами дизайнеров активнее всего пользуются компании, у которых введен строгий дресс-код: их руководители, видимо, рассчитывают, что рука дизайнера внесет в будничную одежду разнообразие, определенную свободу. Например, бренд Kira Plastinina представил форму для служащих Азиатско-Тихоокеанского банка. В базовый комплект входят юбка-карандаш, жилет и шарфик; мужчинам полагается оранжевый галстук. Также сотрудники по желанию могут дозаказать брюки, пиджак, платье. «Разработка концепта формы для банка оказалась не таким уж сложным заданием. Продумывая образы и фасоны, я руководствовалась общими принципами делового и бизнес дресс-кода. – рассказывает Кира Пластинина. – Но мне не хотелось, чтобы эта мини-коллекция получилась скучной, поэтому особое внимание я уделила деталям и цветовым акцентам. И вот на это ушло гораздо больше времени и сил». По словам Киры, создание униформы вдохновляет ее ничуть не меньше, чем разработка сезонных коллекций, сотрудничество с банком – первый опыт Пластининой, и она собирается продолжить его с другими компаниями, названия которых пока держит в секрете.
Гораздо больший простор для дизайнерской мысли – изготовление одежды для представителей творческих профессий или для сотрудников музеев, театров. Осенью в Санкт-Петербурге открылся после реконструкции Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова, и форму для его капельдинеров придумала модельер Татьяна Парфенова (Дом моды «Татьяны Парфеновой»). «Во время работы мне не задавали никаких рамок, я была абсолютно свободна в создании дизайна. Вдохновлялась мыслями о театре, – рассказывает Парфенова. – Говорят, театр начинается с вешалки – так и есть... Театр начинается с капельдинера, встречающего посетителя. Для нашего модного Дома это приятный проект, мы рады стать частью красивой петербургской истории». Парфенова считает, что форма должна быть неброской и заметной одновременно. «Вот такой парадокс. Посетитель должен увидеть, кто придет ему на помощь. При этом одежда капельдинера призвана отражать стиль театра, его достоинство», – добавляет модельер. В итоге были сделаны строгие темно-серые платья из тонкой шерсти, но с интересными деталями: стойка и манжеты расшиты золотой нитью.
Новое направление взаимодействия компаний и моды – помощь в развитии российской fashion-индустрии, поддержка талантов. Так, например, компания «Билайн» в рамках всероссийского конкурса молодых дизайнеров «Экзерсис», курируемого модельером Вячеславом Зайцевым, провела свой конкурс «Экзерсис для «Билайн». Начинающим дизайнерам было предложено создать форму для сотрудников компании. Победу одержала Елена Муравлева с коллекцией «Градация.line». «При выборе победителя мы ориентировались на мнение членов жюри «Билайн», сотрудников офисов продаж и, конечно же, на экспертную оценку жюри конкурса «Экзерсис». Вместо белых рубашек Елена Муравлева предложила жакеты с вышивками и интересными декоративными элементами», – рассказывает Сергей Румянцев, исполнительный вице-президент по продажам и обслуживанию «ВымпелКом».
Правда, переодевать в эту форму сотрудников «Билайна» пока не будут. «На конкурсе было много интересных идей, но все они требуют доработки, частичного переосмысления и адаптации к нашим корпоративным нуждам. Новая форма должна быть удобной, красивой и оставаться актуальной вне зависимости от влияний моды. У нас работают люди разного возраста и комплекции, поэтому надо подумать о том, чтоб одежда хорошо смотрелась на всех», – объясняет Румянцев.
Если для молодых дизайнеров создание «форменных» образов – зачастую просто интересное задание, возможность попробовать свои силы в новых сферах, то для модельеров со стажем это может стать основной работой. Неожиданный пример – история Леонида Алексеева, надежды российской моды «нулевых». В прошлом году петербургский дизайнер, выпускник лондонского колледжа Saint Martins College of Art and Design, закрыл модный Дом Leonid Alexeev, переехал в Москву и теперь трудится арт-директором в дизайн-бюро... армии России, создавая ее «визуальный стиль». Он не шьет военную форму, а придумывает «мирный» облик для армии: одежда, сувенирная продукция, оформление интерьеров. В прошлом году в интервью журналу Time Out Алексей признался, что Дом моды для него теперь далекая прошлая жизнь, а «служба в армии» – это личная форма патриотизма, шанс помочь своей стране.