На «Золотую маску» привезли театральный портрет города Воронежа

Документальный спектакль «День города» умело использует известный метод вербатим
Воронеж в спектакле – зимний
Воронеж в спектакле – зимний / Алексей Бычков / АНО «Фестиваль «Золотая Маска»

Добывать материал для спектакля, расспрашивая незнакомцев, – непростая дисциплина, которую авторы знают на отлично: в работе Воронежского камерного театра портрет города Воронежа вышел исчерпывающим. Активистка-лесбиянка рассказывает о своем проекте «Живая библиотека»: это клуб, где можно задавать вопросы ВИЧ-инфицированному, гею, бездомному – организаторы разыскивают людей из дискриминируемой группы, готовых встретиться с желающими. Умная девушка в ярко-синем пуховике и белой шапке с большим пушистым помпоном, наговорившись об отношениях полов, некстати заявляет: «Я – дворянка». В следующие минуты мы узнаем: у потомков воронежской аристократии почему-то проблемы с наркотиками. Мужчина жалуется на равнодушие супруги. Пожилой производственник ругает коррупционеров-начальников. Уроженка Воронежа недолюбливает деревенских, цыганка – горожан (а те – ее).

В поисках достоверности артисты прибегают к способу почти механическому, но годному на короткой дистанции монолога: элементарно копируют натуру. Это удается почти всем – прежде чем увлечься очередным рассказом, успеваешь испытать радость узнавания. Художники по костюмам тоже проявили наблюдательность: одели героев по-зимнему – и действительно, при нашем-то климате быстро привыкаешь к мысли, что соотечественник всегда утеплен и кажется вдвое больше своих настоящих размеров. Завершают картину фотографии Кирилла Савельева на заднике – депрессивные пейзажи воронежских спальных районов.

Режиссер Михаил Бычков будничному противопоставил праздничное, а частному – общественное (читай: государственное). Соединил вербатим с городским фольклором, а точнее, с неформальными гимнами Воронежа. Судя по тому, что песен хватило на всех артистов, ежегодно на День города администрация утверждает новую концертную программу, не обделяя вниманием ни одно направление эстрадной музыки. В природе существуют блатняк про Воронеж, хип-хоп про Воронеж, а также просто попса про Воронеж, не поддающаяся жанровой классификации.

«День города» – не первый документальный спектакль о жителях отдельно взятого российского города. И Бычков не первый режиссер, поставивший перед собой задачу журналиста, социолога, урбаниста. Его постановка сделана по законам жанра, который уже занял место в театральном контексте. Но сделана умело, и в этом ее преимущество.