Мастера Officine Panerai помогли вернуть к жизни часы собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Они вновь показывают Hora Italica — «итальянское время»
Монументальные часы в Санта-Мария-дель-Фьоре, кафедральном соборе Флоренции, называют часами Паоло Уччелло — по имени расписавшего их художника

За великолепием дворцов, церквей и мостов Флоренции хранятся секреты, которые способен заметить лишь внимательный наблюдатель. Там, за стенами безмятежных творений Брунеллески и Микеланджело, бьется средневековое сердце города. Там скрыты уникальные сокровища, которым нет равных в мире. Одно из них – монументальные часы в Санта-Мария-дель-Фьоре, кафедральном соборе Флоренции, которые называют часами Паоло Уччелло – по имени расписавшего их художника. Благодаря щедрой поддержке флорентийской часовой компании Officine Panerai это чудо техники и шедевр мирового искусства недавно отреставрировали, и часы снова показывают Hora Italica – «итальянское время» (эта специфическая система отсчета времени применялась в Италии до конца XVIII в., когда Наполеон навязал стране «французское время», или современное).

Вот и первый секрет, который скрывают часы: в соответствии с Hora Italica последний час суток (на циферблате обозначен римскими цифрами XXIIII) соответствует времени заката. Часы приходится постоянно подстраивать, чтобы соединенные с ними колокола кампанилы (колокольня) Джотто созывали ко всенощной в момент захода солнца независимо от того, зима или лето на дворе. Непостоянная величина, которая меняется из месяца в месяц! На циферблате всего одна стрелка, которая движется против обычного направления, от одного часового деления к другому, от заката к закату.

Часы построил в 1443 г. флорентийский часовщик Анджело де Никколо, использовавший гиревый механизм. В течение последующих веков часы шесть раз ремонтировали. Первое «вмешательство» произошло в 1546 г. – Камилло делла Вольпайя почти полностью изменил механизм. В 1688 г., когда Галилей опубликовал свои исследования по колебаниям маятника, появился новый, маятниковый механизм. А устройство, которое мы видим сегодня, создал в 1761 г. Джузеппе Борджакки. Он полностью пересмотрел замысел Паоло Уччелло, заменив 24-часовой циферблат на 12-часовой и поменяв оригинальную стрелку.

Свои первоначальные характеристики часы обрели только в 1973 г., когда была обнаружена роспись Паоло Уччелло. Однако многолетнее воздействие загрязняющих веществ на детали механизма и деформация некоторых из них потребовали нового ремонта, который стал возможен благодаря участию часового дома Officine Panerai, основанного во Флоренции в 1860 г.

Реставрацию часов поручили «Опера ди Санта-Мария-дель-Фьоре», организации, которая осуществляет техническое обслуживание флорентийского собора, а руководить работами пригласили двух самых уважаемых специалистов по старинным часам: профессоров Андреа Пальмиери и Уго Панкани, преподавателей Флорентийского центра изучения и реставрации часов.

Уго Панкани особо подчеркнул, что «каждую деталь пришлось разобрать и отреставрировать или почистить, чтобы обеспечить возможность ее дальнейшего использования и предотвратить износ; те или иные манипуляции понадобились всем элементам. Как только механизм собрали, часы были запущены и отрегулированы в соответствии со стандартами «итальянского времени».

Часы будут заводить и подстраивать так, как это делали семь веков назад, синхронизируя время, которое показывает их позолоченная медная стрелка, с моментом захода солнца. Эти операции доверили Лючио Биджи и Марио Муредди. Они уже более 20 лет трудятся в «Опера ди Санта-Мария-дель-Фьоре» и являются авторами книги об уникальных часах Паоло Уччелло. «Отсчет времени имел тогда важнейшее значение, – пишут они в своей книге. – Когда часы били 24 раза, крестьяне в полях понимали, что пора домой, потому что городские ворота скоро закроются».

Хотя на самом деле по этим часам жила вся Флоренция. Например, отбивая «час милосердия», они созывали на встречу «Братьев милосердия», представителей союза горожан, заботившихся о бедных, бездомных и голодающих.

Впрочем, секреты часов «итальянским временем» не исчерпываются. Их роспись не менее загадочна. Оригинальную фреску Паоло Уччелло два раза записывали – в 1750 и 1800 гг., и только в 1973 г. открылся бледно-голубой фон с золотой звездой в центре, изначально созданный художником. Но кто эти люди, изображенные по углам: пророки, мудрецы или евангелисты? На этот вопрос нет ответа даже в жизнеописании Паоло Уччелло, составленном Вазари. Знаменитый биограф вспоминает, как Уччелло «разрисовывал часы над главным входом собора с четырьмя портретами по углам», но не приводит подробностей. Он с большим уважением отзывается об исследованиях Уччелло в области перспективы, оказавших заметное влияние на следующие поколения живописцев. Он был истинным первопроходцем в этой области. Впрочем, первооткрывателями были многие флорентийские знаменитости, авторитеты в различных областях – от живописи (Беато Анджелико, Боттичелли) до скульптуры (Донателло, Микеланджело), от архитектуры (Брунеллески) до поэзии (Данте) и науки (Галилео Галилей).

Теперь к ним добавился часовой дом Officine Panerai. Бестселлеры бренда Luminor и Radiomir были разработаны для Королевского военно-морского флота Италии и до сих пор являются образцом часового искусства. Недавно был отремонтирован исторический магазин бренда на пьяцца Дуомо (работы выполнялись под руководством дизайнера Патриции Уркиолы), расположенный всего в нескольких метрах от собора с часами, в реставрации которых компания участвовала. В магазине всегда выставлены часы из старых коллекций, а также подборка инструментов из городского Музея науки имени Галилео Галилея.

Для Анджело Бонати, исполнительного директора бренда, связи между Officine Panerai и Флоренцией есть во всех выдающихся открытиях, сделанных в Городе лилий. Это и является причиной долговременной поддержки, которую Officine Panerai оказывает упомянутому музею науки и местной музыкальной организации Maggio musicale. Реставрация часов Паоло Уччелло, символа научных достижений, которыми славилась Флоренция наряду со своими художниками, – еще один вклад Officine Panerai в развитие родного города. Ведь часы идеально отражают эстетику бренда – новаторского в смысле дизайна, прогрессивного в техническом отношении, загадочного, но неизменно великолепного.

Перевела Елена Туева