Chanel переезжает на place Vendome

На легендарной парижской площади разместилось производство украшений haute joaillerie
Ювелир­ное ателье дома Chanel разместилось на place Vendome
Ювелир­ное ателье дома Chanel разместилось на place Vendome / Chanel

Коллекции драгоценностей ранга haute joaillerie в Chanel создают немногим больше двух десятилетий, и только два с половиной года назад французский Дом открыл собственное ювелирное ателье на парижской place Vendome. Находится оно в том же здании, что и ювелирно-часовой бутик марки, только несколькими этажами выше. И фактически напротив креативной студии, которая расположена на противоположной стороне площади, на улице Камбон – именно здесь и придумываются коллекции украшений Chanel.

До этих пор они реализовывались в независимых парижских ателье, с которыми Дом очень давно и вполне успешно сотрудничал. Но открытие собственного ювелирного ателье оставалось заветной целью международного директора Chanel Joaillerie Бенжамена Комара и, если угодно, вопросом статуса и соответствия высокому званию ювелира с Вандомской площади.

Для Chanel этот серьезный шаг потребовал многолетней подготовки. Начиная с получения разрешения от мэрии Парижа, которая сегодня не слишком привечает любые новые производства в центре города. И заканчивая тем, чтобы собрать команду достойных специалистов – ведь свободных талантов на рынке практически нет и нужно быть готовым взращивать собственные.

На сегодняшний день в просторном светлом помещении ателье площадью 220 кв. м, оснащенном по последнему слову техники, работают двадцать пять сотрудников. Пятнадцать из них – непосредственно ювелиры, трое из них – специалисты с тридцатилетним стажем.

Шеф ателье (имена-фамилии в ювелирном мире не принято афишировать, дабы уберечь ценных сотрудников от происков конкурентов) – ювелир с сорокалетним профессиональным стажем. Раньше в собственной независимой мастерской он исполнял украшения по заказу практически всех домов c place Vendome, в том числе и Chanel, пока не был приглашен на нынешнюю должность. Благодаря собственному многолетнему опыту шеф знает, как создать любое украшение от А до Я вручную, чему обучает своих более молодых коллег, коих в ателье – преобладающее большинство.

Впрочем, самый первый, важный этап работы над будущим украшением здесь как раз осуществляется не вручную. Когда из креативной студии в ателье приходит эскиз и первый, объемный макет украшения, оба отправляются в хай-тек-3D-сканер. Тот считывает все параметры изделия, чтобы затем определить идеальные объем и пропорции украшения – это гарантия того, что последующая модель, уже из золота, будет максимально точна. Именно на данном этапе решаются принципиальные моменты: как лучше закрепить центральный камень и его окружение размером поменьше, как расположить паве из бриллиантов вокруг. Сканер буквально просчитывает точное месторасположение каждого драгоценного камня и предусматривает отверстие для него в золотой основе. Именно так, с помощью сканера, была «вылеплена» морда и грива льва из коллекции Sous Le Signe de Lion. Именно его филигранная точность позволила дизайнеру, скульптору и ювелиру до микрона определить объемы и все мельчайшие детали изделия, а также решить, как их реализовывать в драгоценных материалах (кстати, данная подготовительная работа может занять два-три месяца).

На самом деле опыт мастеров в ателье таков, что они могут создать первый образец и вовсе без использования современной техники, лишь вручную. Однако приходится признать, что компьютер способен «лепить» совершенные пропорции оперативнее и точнее человеческого глаза. Потому-то подобными сканерами сегодня оснащены практически все крупные ювелирные мастерские ведущих брендов, что, конечно, не исключает культа ручного мастерства и в каждой такой мастерской, и в Chanel.

...Когда все детали будущего украшения утверждены, его отправляют «на печать» – в течение одной ночи сканер действительно печатает из особой резины точную модель украшения. И вот с ней уже работу продолжают как ювелиры ателье Chanel, так и сторонние мастера. Ведь на сегодняшний день в ателье исполняются не все украшения Дома, а лишь принципиально важные, самые характерные, сложные и интересные.

Изначально ателье Chanel и не ставило своей задачей создавать коллекции украшений целиком – слишком уж они стали масштабны за последние несколько лет, да и ювелирные премьеры в Chanel привыкли с размахом давать два раза в год. Так что Дом по-прежнему размещает заказы у своих старых, проверенных подрядчиков. Вот только теперь либо снабжает их реальной моделью будущего украшения, либо высылает его данные в электронном виде – кто как предпочитает. Но теперь тот же драгоценный лев, сделанный разными подрядчиками, должен быть создан по образцу и подобию прототипа из ателье Chanel и физиономичес­ки ему идентичен.

...На следующем этапе будущее украшение отливают уже из золота. Это процедура в Chanel та же, что и в любом другом ателье. Модель помещают в специальный цилиндр, пространство вокруг заливают воском, отправляют в печь с высокой температурой и на место выплавляющегося воска заливают золото.

И если эти первые этапы производства компьютеризированы и механизированы, то на следующем этапе, непосредственно на рабочем столе ювелиров, мастера стремятся вдохнуть в предмет жизнь, чтобы тот выглядел как творение рук человеческих. В украшении должны проявиться индивидуальные черты, что непременно произойдет: рука мастера все равно придаст каждому изделию некие особенности. Тем более что рук будет несколько!

Обычно в ателье больших брендов, существующих многие десятилетия, над одной вещью от начала и до конца работает один ювелир (к процессу подключается лишь закрепщик камней и в самом конце – полировщик изделия). В ателье Chanel внедрили иной подход: над украшением работают сразу несколько мастеров, от пяти до пятнадцати человек, в зависимости от сложности вещи. За какой этап работы и кто именно возьмется, решают три главных ювелира c 30-летним стажем работы.

Разумеется, все молодые ювелиры прошли строжайший отбор, все они обладают врожденным и приобретенным за годы учебы талантом, но именно в силу своей молодости далеко не каждый из них способен с одинаковой виртуозностью выполнить все этапы работы над украшением. Поэтому, передавая друг другу эстафету и проходя таким образом полный ювелирный цикл, все двенадцать молодых мастеров набивают руку, оттачивают единый фирменный стиль и эстетику Дома. А что до самого украшения Chanel, то командная работа над ним делает изделие совершеннее, награждает характером и не­уловимым шармом.

Так что теперь все знаковые украшения и индивидуальные заказы Chanel Joaillerie создаются в ателье Дома на place Vendome. Отныне ключевые идеи коллекций haute joaillerie не покидают стен Дома, а реализуются в нем, и, следовательно, абсолютное соблюдение конфиденциальности гарантировано. Мастера Chanel могут с полным правом говорить о собственном ноу-хау и экспертизе в ювелирном деле, а не только в дизайне; ведь теперь они способны произвести любое по сложности и полету фантазии украшение, благо этот полет и не думает прерываться.