Часовые новинки Женевы и Базеля

Что показали на SIHH и покажут на Baselworld
Стенд Roger Dubuis на салоне SIHH-2015
Стенд Roger Dubuis на салоне SIHH-2015 / S. Hussein / Getty Images for Roger Dubuis

Очередной Салон высокого часового искусства SIHH открылся в Женеве спустя всего несколько дней после неожиданного решения Национального банка Швейцарии отказаться от поддержки курса швейцарского франка на уровне 1,2 к 1 евро. В результате франк всего за несколько часов стал стоить дороже евро – такой скачок швейцарской валюты разорил множество валютных спекулянтов по всему миру и шокировал швейцарских часовщиков, львиная доля продукции которых идет на экспорт: в одночасье их продукция подорожала на 20%. В Сингапуре, одном из главных мировых центров розничной торговли часами, в уик-энд 17–18 января был поставлен рекорд продаж: туристы и коллекционеры скупали все подряд – пока магазины не успели переписать цены.

Эдуард Мейлан, гендиректор часовой марки H. Moser & Cie, после объявления Нацбанка Швейцарии обратился с открытым письмом к его председателю, в котором высказал уверенность, что у банка есть четкий план, зачем швейцарская валюта была отпущена в свободное плавание и как власти собираются в этих условиях поддерживать местную промышленность. Потому что иностранные ритейлеры начали обращаться в H. Moser & Cie и отказываться от предварительных заказов уже на следующий день после объявления: часы для них стали слишком дороги, сообщил Мейлан.

Соответственно, главной темой для разговора на SIHH было то, как изменятся цены на швейцарские часы. Маленькие часовые марки ждали реакции гигантов – Swatch Group и Richemont, те проводили совещания, но публичных заявлений не делали. В неофициальных разговорах часовщики сходились на том, что цены на экспортных рынках придется повышать, но при этом выражали уверенность, что решение нацбанка имело какую-то хитрую подоплеку и в скором будущем курс франка вновь существенно опустится. Впрочем, один из женевских часовщиков высказал противоположную точку зрения. По его словам, теоретически при удорожании курса франка на 20% стоимость производства часов должна удвоиться. Но одновременно стоимость драгоценных металлов и камней, используемых в производстве люксовых часов, стала для швейцарцев на 20% меньше. Так что экспортные цены надо не повышать, а снижать, считает он.

Звезды SIHH-2015

Одним из ярких экспонатов салона этого года стали концептуальные часы с минутным репетиром Audemars Piguet Royal Oak Concept RD#1 – работу над ними компания вела с 2006 года. Concept RD#1 – часы водонепроницаемые, но звук у них громче и объемнее, чем у карманного репетира, причем на руке они звучат еще лучше! Секрет – в особой конструкции репетира и гонгах, специально настроенных на частоту, которую лучше всего воспринимает человеческое ухо. Собственно, именно анализу того, как человеческий слух воспринимает различные звуки, и были посвящены восемь лет исследований, которые Audemars Piguet вела совместно с Ecole Polytechnique de Lausanne. Concept RD#1 – часы в корпусе из титана диаметром 45 мм (в продажу они не поступят), но мастера Audemars Piguet говорят, что они будут способны выпускать репетиры в корпусах любых форм и материалов, так как секрет звука – не в корпусе, а в конструкции гонгов.

Другим хитом SIHH стал «цветочный» турбийон Richard Mille RM19-02 Tourbillon Fleur. У этих часов турбийон спрятан внутри механического цветка: каждые пять минут цветок раскрывается и из глубины механизма наверх поднимается турбийон; спустя пять минут цветок закрывается (тоже на пять минут), турбийон при этом опускается вниз. Только механизм, обеспечивающий работу цветка, насчитывает 500 деталей. Ришар Милль просит за эту механическую красоту, которая будет выпущена в количестве 30 экземпляров, 800 000 франков.

В коллекции Cartier этого года вновь около 100 новинок, но одна премьера стоит особняком: Cartier выводит на рынок новую модель Clé de Cartier – часы в овальном корпусе, но с круглым циферблатом и с... прямоугольной заводной головкой (как ключ в старинных часах, что и дало название модели: «сlé» на французском – это «ключ»). Прямоугольная головка оказалась не только эффектной, но и удобной, и Clé de Cartier имеют все шансы повторить успех модели Ballon Bleu de Cartier, появившейся только в 2007 году, но с тех пор успевшей стать абсолютным бестселлером не только в Cartier, но и во всей группе Richemont. Clé de Cartier будут стоить приблизительно на 15% меньше, чем Ballon Bleu, пока на рынок выходят модели только в золотых корпусах 31 мм, 35 мм и 40 мм стоимостью от 14 000 до 126 000 евро (инкрустированные бриллиантами).

В сегменте сложных часов главная гордость Кароль Форестье, директора по новым разработкам Cartier, – модель Rotonde de Cartier Grande Complication с вечным календарем, минутным репетиром и турбийоном (в механизме часов – 578 деталей), первые сверхсложные часы Cartier собственной разработки.

Как всегда, обширную коллекцию представила и марка Jaeger-LeCoultre. Среди особо сложных моделей выделялись Master Grande Tradition Grande Complication – c картой звездного неба и минутным репетиром с чистым и сильным звуком. И Duometre Spherotourbillon Moon – с указателем фазы Луны, запрограммированным на 3887 лет, и сферотурбийоном, имеющим тот же наклон, что и ось Земли. А среди женских моделей – Rendez-Vous Celestial с картой звездного неба из авантюрина.

Vacheron Constantin в этом году отмечает 260-летие марки и создал к юбилею пять новых калибров. В том числе Сal. 3500 – самый тонкий в мире сплит-хронограф с автоподзаводом: толщина механизма, в котором 459 компонентов, – 5,2 мм, а самих часов Harmony Ultra-Thin Grande Complication Chronograph – 8,4 мм.

Конечно, появились юбилейные модели и в коллекции Métiers d’Art: две модели скелетонов Mécaniques Gravées с изящными растительными орнаментами в платиновых корпусах.

Cвои часы-рекордсмены представила и марка Piaget, также знаменитая ультратонкими часами. В частности, модель Emperador Coussin 1270S – это самый тонкий в мире автоматический турбийон-скелетон (толщина корпуса – 8,85 мм). А Altiplano Chronograph – самый тонкий хронограф-flyback с ручным заводом. Золотой корпус часов может декорироваться бриллиантами или нет, но его толщина остается неизменной – 8,24 мм.

Roger Dubuis представила отличную коллекцию «астральных» скелетонов – кажется, это лучшая коллекция марки, с тех пор как ее в 2011 году возглавил Жан-Марк Понтруэ. Скелетоны мужские и женские, в корпусах из драгоценных металлов, с бриллиантами и без. Но даже на их фоне выделяется модель Excalibur Spider: багетные бриллианты вставлены в… резиновый безель: камни закрепляются, пока резина еще мягкая, потом она твердеет и фиксирует бриллианты; они расположены глубже ободка, закрепок нет, так что гарантированно не будет и зацепок.

Parmigiani завершает выпуск своей культовой модели Bugatti Type 370, с которого 10 лет назад началось сотрудничество марок, выпуском трех часов, каждые в единственном экземпляре. Для более широкого круга покупателей предназначена модель Tonda 1950 Meteorite и скелетонизированная версия Tonda 1950. Причем если у мужской версии циферблат прозрачный, то у женской – матовый.

Марка IWC каждый год традиционно обновляет одну из своих коллекций. 2015-й – год 75-летия модели Portugieser, и в честь юбилея IWC выпустила роскошную в своей простоте винтажную модель Hand Wound 8 Days Edition 75th Anniversary. Другие хиты «португальской» коллекции – модели с годовым и вечным календарями, которые Portugieser получила впервые.

Игра ценников

Мировая экономика вступила в период турбулентности, столь же турбулентны цены на часы: марки ищут свое место в разных ценовых нишах. Montblanc, после того как ее возглавил Жером Ламбер, старается укрепиться в нише «доступного люкса»: в 2014 году были представлены часы с вечным календарем и указателем фаз Луны за 10 000 евро, в этом году – часы с мировым временем в золотом корпусе за 11 100 евро; модель с турбийоном и хронографом в золотом корпусе 45 мм оценена всего в 38 000 евро!

На другом ценовом полюсе – Ralph Lauren. За скелетон в стальном корпусе с простым черненым механизмом и деревянным (!) безелем дизайнер просит… 28 700 евро.

Культовая немецкая марка A. Lange & Soehne в этом году привезла в Женеву модель Zeitwerk Minute Repeater. Когда в конце прошлого десятилетия эти оригинальные часы с цифровой индикацией часов и минут были представлены на рынке, цена на них была установлена ниже 50 000 евро – и они стали бестселлером (а можно было бы запросто просить раза в два больше). Теперь, как бы желая отыграться за то не самое удачное решение, марка выставила цену на свой репетир в 440 000 евро.

Присоединившиеся

По традиции в дни, когда проходит SIHH, свои новинки в Женеве показывают и другие часовые марки, не выставляющиеся на салоне. Так, Chaumet, помимо большой коллекции ювелирных часов, привезла в Швейцарию три модели часов Hortensia Métiers d’Art с различными техниками обработки перламутровых циферблатов. «Это самый доступный Métiers d’Art на рынке, – объясняет руководитель часового подразделения Chaumet Беатрис Руйэ. – До этого самыми доступными были Chanel Camelia за 30 000 евро. Наши, в зависимости от сложности работы, стоят от 19 500 до 24 000 евро».

Свой «цветок страсти» нашелся и у Hublot: марка представила модель Big Bang Broderie с золотым шитьем, причем шитьем украшен не только ремешок, но циферблат и даже безель часов! Для того чтобы изготовить последний, используется композитный материал; на него укладывается расшитая ткань, которая заливается эпоксидной смолой и запекается в печи; из полученной заготовки и вырезается безель.