В Москве формируется мода на одежду винтаж
В новых винтажных магазинах теперь можно купить вещи из коллекций ведущих Домов моды«Мои бабушка и дедушка, а впоследствии и родители собирали предметы искусства. А я, когда выросла, стала коллекционировать винтажную одежду и аксессуары. Гены, видимо, – рассказывает Юлия Ремпель, владелица бутика Le Grand Bazarr, раскладывая передо мной свои последние трофеи – бежевую сумку-сундучок Chanel 50-х годов, бусы с крупными зелеными камнями. – Смотрите, вот шляпки Dior, купила их у женщины, которая проработала в магазине Dior в Париже всю свою жизнь».
Идея бутика Ремпель – модный микс. Винтажные предметы вроде сумок с застежками в виде крокодиловых голов от американского дизайнера Кизельштайна-Корда (его шедевры, кстати, хранятся в музее Metropolitan), буржуазные жакеты Симоны Роша, тюрбаны и сарафаны в африканском стиле от Stella Jean представлены наряду с вещами современных дизайнеров: с клатчами-книжками Olympia Le-Tan, бумажными платьями Comme des Garons, пышными нарядами Giles, платьями Trash Couture и др.
И этот микс – не прихоть, а концепция. «Не стоит наряжаться полностью в винтаж: это старит, выглядит странно, слишком театрально. Мне кажется, винтажная вещь должна быть в образе одна, как акцент, – поясняет Ремпель. – К тому же и продавать винтаж так удобнее: клиент скорее решится купить старую вещь, если увидит ее в контексте современных».
С Ремпель согласен и Алберту Карвалю, владелец онлайн-проекта «Бирки Vintage» (бывший «Бирки N»). «Правильно носить винтаж – именно в сочетании с современными вещами. Не надо бояться экспериментировать», – говорит он. Кстати, в онлайн-бутике, ассортимент которого обновляется ежедневно, представлены не только вещи, которым перевалило за 50 лет. «Мне захотелось создать такую платформу, на которой современное пальто от Dries Van Noten может «встретиться» с коллекционными аксессуарами Карла Лагерфельда», – поясняет Карвалю.
Еще одна особенность магазина – ориентированность на широкий круг потребителей: здесь есть и дорогие вещи вроде сумок Hermes, и дешевые вроде винтажных украшений по 500 рублей, и лимитированные коллекции массовых брендов. «Одна из таких моих любимых вещей – куртка Levi’s, созданная в коллаборации с известным художником Damien Hirst», – признается Алберту.
То, что торговцы винтажем смешивают разные стили и эпохи или вещи разных ценовых категорий в одном магазине, – это, помимо прочего, способ обезопасить свой бизнес. «Торговля исключительно винтажным кутюром (вещами признанных мировых домов) – большой риск. Когда я начинала в 2010 году, такое понятие, как «винтажный магазин одежды», отсутствовало в России в принципе. Тем не менее я не испугалась и открыла свой бутик Victoria’s Vintage, – рассказывает Виктория Шамис. – Главная трудность заключалась в реакции публики – она была не готова».
Сейчас Виктория готовится открыть новый магазин под тем же брендом, но уже в новой концепции винтажного базара – и ценовой разброс, и ассортимент, и охват по эпохам будет широким. Там будут и белье, и туфли, и аксессуары, и книги, и парфюмерия, и многое другое. А еще – линия маленьких черных платьев, созданных специально для Victoria’s Vintage.
Еще один способ выжить – иметь небольшой винтажный отдел «для души» в большом мультибрендовом магазине. Например, у владельцев компании Podium, в которую входят проекты Podium Market, Podium Concept Store, Podium Home Interiors, онлайн-магазин, есть также ювелирное подразделение Podium Jewellery. А там, в свою очередь, можно приобрести и винтажные украшения – под брендом Podium Jewellery Vintage Fine Choice. Это в основном украшения эпохи ар-деко. А в соседних витринах красуются произведения концептуального ювелирного искусства наших дней – от Loree Rodkin и Bochic до Yana Jewellery, Bliss Rose и других.
В основном собиратели винтажа охотятся за вещами на блошиных рынках Франции, Италии, США, на аукционах. «Поиск вещей – это настоящая охота. У одного итальянского коллекционера мы как-то столкнулись с сотрудниками Max Mara, которые искали пальто своей марки для архивов Дома, и тут разыгралась целая драма, так как мы первыми нашли шикарное пальто Max Mara 1970-х годов, чем повергли наших «соперников» в неописуемое уныние», – вспоминает Алберту Карвалю.
Со временем увлеченные люди вроде Алберту обрастают своими постоянными «дилерами», такими же любителями старины, коллекционерами. «Свои поставщики в этом бизнесе – это очень важно. Именно они помогают найти настоящие сокровища, с которыми иногда не хочется расставаться, как, например, со скетчем Кристиана Диора 50-х годов с его подписью», – рассказывает он.
И у Юлии Ремпель есть вещи, которые она не выставляет в бутике. «Ни за что не продам платье Жанны Ланвен 20-х годов. Я получила его практически полностью разрушенным и несколько месяцев реставрировала – восстанавливала отделку жемчугом, вышивку», – уточняет Ремпель.
Интересные дилеры есть и в России – у них можно приобрести вещи, некогда принадлежавшие популярным советским актрисам или семьям партийных вождей. «Многие московские коллекционеры стали нашими добрыми друзьями, – говорит Карвалю. – Именно благодаря им в нашей коллекции оказалась, например, крокодиловая сумочка Галины Брежневой».
Между тем в России культура потребления и коллекционирования винтажа начала формироваться не так давно и до винтажного бума, как в Европе, пока далеко. «Мода на винтаж на Западе возникла полвека назад. А у нас она только набирает обороты, – объясняет Светлана Богданова, создатель московского блошиного рынка Cat & Fox, – даже вовлеченные люди с трудом еще отличают настоящий винтаж от недорогой продукции из Азии в стиле винтаж».
Чтобы у нас возник собственный рынок винтажа, должны пройти десятилетия, считает Виктория Шамис. «К сожалению, российская история моды не предлагает ничего интересного с точки зрения винтажа, соответственно, те, кто сегодня представляют свою продукцию на блошиных рынках, являются в большинстве случаев перекупщиками иностранных вещей», – говорит она. Чтоб в России было как в Европе, добавляет она, надо, чтоб появились винтажные вещи российского производства, а для этого нужна сильная отечественная модная индустрия.
Ну а причины, почему винтаж все-таки приходит и к нам, такие же, как и в других странах. «Интерес к винтажу обусловлен, с одной стороны, излишней демократичностью и, скажем честно, безликостью современной моды. Желание отличаться от других вполне естественно, а найти действительно оригинальную вещь проще среди винтажных, нежели современных, – считает российский коллекционер, историк моды Мэган Виртанен, – С другой стороны, интерес к винтажу объясняется качеством старых вещей: современные часто портятся после первой же стирки, в то время как старые вещи сделаны на века. Я приветствую развитие рынка винтажа в России – чем больше выбор, тем лучше, а здоровая конкуренция между продавцами будет способствовать установлению разумных цен».