Большой стиль Тома Форда
Как американский дизайнер превратился из создателя одежды в легенду модыПредставить себе элегантных мужчину или женщину без вещицы от Tom Ford – все равно что вообразить героиню сказки «Волшебник страны Оз» без клетчатого фартучка или Марлен Дитрих – без мужского костюма. И немудрено: Том Форд, автор целого ряда культовых образов современной моды, пятнадцать лет проработал в Gucci, сначала простым дизайнером, затем креативным директором, а в апреле 2005 года основал собственный бренд. Его кинематографическое восприятие моды и стиля в 2009 году нашло еще один удачный способ явить себя миру: Том Форд выступил в роли режиссера, сняв фильм «Одинокий мужчина» по мотивам романа Кристофера Ишервуда. Каллиграфический почерк дизайнера, его беспристрастный и в то же время мудрый взгляд были заметны не только в точном подборе костюмов, но и в выборе цветов, которые наполняют эмоциями каждую сцену, а еще в декорациях и той изысканной атмосфере чувственности, которой пронизан фильм. Великолепный Колин Ферт получил награду Венецианского кинофестиваля и премию BAFTA за лучшую мужскую роль, да и сам Форд был отмечен за свой «раскрывшийся» талант.
Как любой хороший дизайнер, Том Форд никогда не боялся создавать тренд и разбирать его на составные части – убирая ненужные слои отживших идей, демонтируя фальшивые надстройки, навязанные сиюминутными трендами, чтобы несколькими штрихами создать обновленную, подлинную индивидуальность. Ничего удивительного, что Форда часто называют новым Адрианом. Это сравнение льстит модельеру, ведь Адриан был величайшим костюмером в истории кино (одно из платьев, в котором появляется Джоан Кроуфорд в картине «Летти Линтон», воспроизвел универмаг Macy’s, и оно разошлось в тысячах экземпляров). Когда-то Адриан оказал влияние на целое поколение дизайнеров своим утонченным и смелым стилем – сегодня Том Форд своим вдохновением и коллекциями способствует переменам, которые не дают люксовой моде стоять на месте.
При этом голливудский костюмер все еще шлет весточки своему гламурному коллеге. Так, отправным пунктом при создании женской коллекции весна-лето 2015 для Форда стали костюмы для роли Маты Хари в исполнении Греты Гарбо, созданные Адрианом в 1931 году. Соблазнительные, экзотические и очень современные в своем великолепии, наряды, в которых красовалась мисс Гарбо, были Фордом серьезно переосмыслены – к ним добавились откровенный эротизм Урсулы Андресс во вступительных кадрах фильма «Десятая жертва», привнесший элемент чувственного дикарства, и образы с фотографий Карло Моллино, где слиты мода и провокационное сладострастие. Вот как сам Форд прокомментировал свою коллекцию: «Мода служит украшением для тела, а поскольку я всегда считал человеческое тело прекрасным, достойным того, чтобы сделать на нем акцент и восславить его с помощью моды, оно стало для меня естественным источником вдохновения».
Лишенный каких-либо табу и предрассудков, но готовый постоянно обновлять свои взгляды на стиль, Том Форд никогда не боится удивлять. При этом он понимает, что своей карьерой обязан не способности непрерывно инспирировать перемены, – это всего лишь миф. Решающую роль в его успехе сыграли последовательность, верность принципам. Форд любит откликаться на свои прошлые коллекции, чередуя более сдержанные и более пышные, к тому же у него узнаваемый почерк, очень востребованный у его разборчивых клиентов из высшего общества. Им нравится, когда их удивляют, но они не могут устоять перед магическим даром Форда делать их красивее, чем они есть, а это весьма редкий талант, которому отдают предпочтение даже на высококонкурентном рынке.
Начав собственный бизнес, Том Форд выбрал более осторожный подход к моде. «Проблема заключается в демократизации роскоши, – говорит он. – По-моему, «демократизированная» роскошь больше не является истинной роскошью, но она открыла дорогу реальным услугам класса люкс, и я пытаюсь занять эту нишу. Думаю, нам надо сделать шаг назад – к качеству и подлинности».
С тех пор как Форд основал свою марку, прошло десять лет. Может ли он сказать, что сделал верную ставку? Успех его бренда, который продается в 98 бутиках и брендированных зонах от Милана до Токио, лучший ответ на этот вопрос. Его очки (их производит итальянская компания Marcolin), а также косметика и парфюмерия (выпускает Estée Lauder) привлекают достаточно широкую аудиторию, чтобы эту продукцию заметили, но при этом избранную, что дает основания все же считать эти коллекции нишевыми. Его мужская одежда давно пользуется спросом у самых взыскательных клиентов, которые хотят одеваться элегантно, но при этом стремятся к качеству и подлинности. «Роскошный продукт не может быть лишен содержания, – говорит Том. – В наш век, когда повсеместно торжествует одноразовая роскошь, мы хотим создать бренд с красивой одеждой и качественной кожгалантереей, которые не будут остромодными и сиюминутными, а сохранят свою притягательность в течение многих лет. Однако наши коллекции в высшей степени современны и предназначены современному человеку. Мы сочетаем в себе портного прошлых времен и сегодняшнего дизайнера, создавая гардероб для безупречного джентльмена наших дней».
Коллекция весна-лето 2015 знаменует еще один шаг в этом направлении, однозначно доказывая, что мужская одежда класса люкс не может быть стандартной и никогда такой не была. Цветовая палитра, подобранная для мягких кожаных курток и укороченных брюк, отличается изысканным шармом; тонкие и легкие материалы подчеркивают ценность трикотажных изделий и рубашек, при этом каждая вещь отражает индивидуальность человека, словно сделана специально для него. Костюмы и пиджаки сидят идеально, придавая облику оттенок рок-н-ролльного шика.
Еще одним удачным проектом Форда стала услуга по индивидуальному пошиву Made to Measure. «Мужская одежда самого высокого класса – это всегда очень индивидуальное предложение. Я считаю, сейчас самое время вернуться к этой классической философии мужской одежды», – написал Форд в презентации проекта Made to Measure. Новаторский по идее, сервис основан на профессионализме и многовековом опыте, сохранившихся в итальянских мастерских: в рамках проекта изделия из кожи производятся в маленьких ателье в полном соответствии с потребностями заказчика; формальная и спортивная одежда, а также трикотажные изделия изготавливаются по мерке клиента в цветах по его выбору. Простые, но бесценные элементы, «придающие жизни значение и смысл». И, конечно же, красоту.
Шекспир писал: «Красота сильнее, чем золото, влечет к себе воров». Том Форд на протяжении всей своей карьеры помогал мужчинам и женщинам стать красивее. Как относились к его опыту: перенимали, использовали без спроса, завидовали или восхищались? «Надеюсь, все понемножку», – улыбается Том.