Тимур Бекмамбетов: В интернете прошлым манипулировать невозможно

Кинематографист, работающий одновременно в США и России, рассказал о фильме ужасов, действие которого происходит на экране монитора, и съемках нового «Бен-Гура»
Кинематографист Тимур Бекмамбетов работает одновременно в США и России
Кинематографист Тимур Бекмамбетов работает одновременно в США и России / М. Стулов / Ведомости

Появившийся несколько дней назад в сети трейлер американского фильма ужасов Unfriended (в буквальном переводе - «Отфренженные», официального русского названия пока нет) уже посмотрели около 7 млн человек, и сотни тысяч поместили на него ссылку в социальных сетях. Маркетинговый фокус в том, что действие фильма, снятого Леваном Габриадзе, целиком разворачивается на экране монитора. Там в чатах Facebook и Skype общаются несколько перепуганных подростков. Год назад кто-то снял на видео, как напилась их знакомая, и выложил ролик в YouTube. После чего девушка покончила с собой. Теперь некто от ее имени влезает в чаты и обещает, что будет убивать всех, кого подозревает в публикации того самого видео.

- Существует же эталонная экранизация книги Лью Уоллеса - фильм Уильяма Уайлера «Бен-Гур», постоянно входящий в списки главных голливудских шедевров всех времен. Вам не кажется, что экранизировать роман Уоллеса заново столь же рискованно и странно, как заново экранизировать «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл?
- Откуда идея снять фильм про жизнь и смерть в Skype?

- Я живу между Лос-Анджелесом и Москвой и большую часть времени провожу перед компьютером, в интернете, в Skype в том числе. Сегодня вообще большая часть разговоров - не за столом, а с помощью Skype, Facebook и электронных сообщений. Это часть нашей жизни, и о ней в кино еще никто всерьез не говорил.

- Помню, когда в 2007-м выходила ваша «Ирония судьбы. Продолжение», продюсеры Анатолий Максимов и Константин Эрнст в интервью заостряли внимание на том, как много ее герои говорят по мобильным телефонам. И сетовали, что мобильники в нашем мире заменили живое человеческое общение - и это очень нехорошо.

- Ну мы же не можем остановить прогресс! Зато сегодня родители могут постоянно видеться с детьми, дети - с родителями, друзья - с друзьями, любимые - с любимыми, пусть даже они находятся в разных концах земного шара. И это замечательно. Эта новая реальность меняет бизнес, меняет человеческие отношения и поменяет язык кино. Вот поэтому два года назад мы с Леваном Габриадзе затеяли этот проект. Мы с Леваном дружим и работаем 20 лет. Он еще в 1995 г. привез мне мой первый Macintosh из Лос-Анджелеса и объяснил, что у PC - пользователи, а у Mac - преданные поклонники, энтузиасты. Он буквально открыл для меня мир компьютеров.

- Вы спродюсировали кучу фильмов; мне всегда было интересно, к чему обычно сводится лично ваша функция как продюсера. Режиссеры звонят вам по ночам за ценными указаниями? Вы управляете финансами? Утверждаете актеров? Лично переписываете сценарий?

- Во всех случаях по-разному. Но главная функция продюсера - поставить цель и сделать так, чтобы эта цель была достигнута. Это может касаться чего угодно, но главное - визионерство. Вдруг ты осознаешь: хорошо бы, чтобы такой фильм существовал. Ты видишь его образ и понимаешь, что пришло его время. Например, взять Unfriended: огромное количество людей большую часть жизни проводят не в реальном мире, а перед монитором. Мне все это стало очень интересно. Например, есть такая поразительная штука: у людей, которые давно умерли, продолжают жить аккаунты в социальных сетях. Друзья пишут им посты и комментарии, вспоминают их, и они как бы продолжают жить с нами рядом. Такого же никогда раньше не было!

- Несколько лет назад пошли разговоры, что жанр found movie, начавшийся с «Ведьмы из Блэр» и продолжившийся разными «Паранормальными явлениями», себя исчерпал. У вас же вновь псевдореалити-шоу, история про как бы документально зафиксированное взаимодействие настоящих людей.

- Ну нельзя сравнивать этот фильм с «Паранормальным явлением»! Главное - не то, что это ужастик или found movie, жанр - это просто форма, обертка. Мы уже показывали фильм на фестивалях, и я видел, как люди возбуждены тем, что это фильм про их жизнь. Когда ты входишь в сеть и что-то пишешь там, кто в этот момент настоящий: ты - или образ, который ты создаешь? Есть ведь еще такая проблема: то, что ты написал в интернете, осталось там навсегда. В жизни мы можем забыть плохое, в сети злое слово - это уже навеки, там прошлым манипулировать невозможно. С другой стороны, существует такое страшное явление, как cyber-bullying, когда школьника, например, начинают морально уничтожать через Facebook, через публикацию неприятных видео в YouTube. За первый день трейлер Unfriended был упомянут в 260 000 твитов - ни с одним трейлером такого не было. Это называется «попадание в тему», крайне волнующую зрителя. Так же, как было с фильмом «Особо опасен»: к нему тоже был запущен вирусный ролик, снятый якобы камерой видеонаблюдения. В нем взбесившийся клерк начинает крушить свое рабочее место, и эта тема офисного рабства вызвала тогда крайнее понимание и сострадание.

- Поговорим о «Бен-Гуре». После того как в США провалился «Исход» Ридли Скотта, я, честно говоря, предположил, что и ваш фильм могут прикрыть. Это же нормальная голливудская практика - продюсеры в панике думают: «Тема больше не интересна зрителю!»

- Нет, все нормально. У нас через несколько дней начинаются съемки - и, думаю, этот паровоз уже не остановится. Я понимаю вашу логику, таких прецедентов в Голливуде было много. Но люди все-таки не должны рассуждать, отталкиваясь только от прецедентов. Кинопроцесс - он длинный, производство фильма занимает несколько лет. Если бы мы запускались с «Бен-Гуром» сегодня, непосредственно после «Исхода», нам было бы труднее. Но мы запустились год назад, и теперь взять и сказать «стоп!» уже нельзя. Ну и потом, Ридли Скотт снял комикс, а мы делаем экранизацию классического романа.

- Были проведены исследования, и выяснилось, что процентов 95 зрителей знают название книги и фильма, но те же процентов 95 романа не читали и картину не смотрели. «Бен-Гур» в сознании людей существует как миф. Из трехчасового фильма Уайлера все знают ровно одну сцену: гонку на колесницах. Чуть меньшее количество зрителей помнит замечательную морскую битву. А дальше все сильно путаются в показаниях и не могут толком объяснить, какой в «Бен-Гуре» сюжет. То есть я конкурирую не с фильмом Уайлера, а с окружающей его легендой. Это, конечно, тоже будет сложно. И профессиональные кинокритики - они-то фильм Уайлера помнят прекрасно - немедленно начнут нас сравнивать.

- Вы будете снимать в Италии?

- Да, в Риме и в городке Матера на юге Италии. Он очень похож на древний Иерусалим. Там Пазолини снимал «Евангелие от Матфея», а Мел Гибсон - «Страсти Христовы»; в сознании кинозрителей это теперь в буквальном смысле новый Иерусалим.

- Христа будет играть бразилец Родриго Санторо (он известен широкому зрителю прежде всего по роли Ксеркса в «300 спартанцах»). Как вы его выбрали?

- Связались мы с ним по скайпу.