Сергей Самсонов сочинил необычайно талантливый эпос об одной рабочей династии металлургов
Роман Сергея Самсонова «Железная кость» - подлинный эпос об эпохе второго великого перелома и тяге русского человека к свободе, впрочем невоплотимойНет, не то удивительно, что в 2010-е гг. написан роман о сталеплавильном заводе и рабочей династии, о бешеной влюбленности в льющуюся сталь, «вечно живую, вечно новую, как кровь», и в родной завод. И не то, как 34-летний автор, выпускник Литинститута, из перспективы литературной вечности - мальчишка, сумел все это прожить и предъявить в слове - гордость, надежду, обиду советского рабочего. Не то, что в его точных портретах сталеваров и вальцовщиков ни тени идеализации или ностальгии, как и в описании жизни завода в СССР. Тем более не то, откуда Сергей Самсонов так подробно узнал про вальцовку, прокатку, «налившийся алым сиянием сляб на рольганге» - предположим, просто на таком заводе, в описании которого легко узнать Магнитогорский металлургический комбинат, он бывал; да и вики-бездны к его услугам. И не то, как постиг тяжкую скуку зековского быта - во второй части книги главные герои перемещаются в лагерь, - это как раз легко: на каком, каком, а на русском про зону написано столько! Наконец, и не то, какие вообще силы породили безумно талантливого самородка, от макушки до пяток писателя, без скидок, без оговорок, Писателя, с которым после «Железной кости» будут считаться уж точно все, потому что его слова не выкинешь из нашей все еще хиловатой песни. Удивительно все же другое: то, насколько Сергей Самсонов, сочинитель ярких, но недооцененных «Ноги», «Аномалии Камлаева», переделанной позже в «Проводник электричества», и «Кислородного предела», никому не желает нравиться.
В его поколении больше таких, кажется, нет. Повернувшись спиной к читателю, не от презрения, от сосредоточенности на любимом деле, склонившись над станом, гнать и гнать сияющее полотно первоклассной прозы с великолепными массовыми сценами, говоря лишь о том, о чем самому важно и интересно, - вот его счастье. И так, чтобы нравилось самому. Сюжет романа не слишком динамичен, и, чтобы одолеть 670 страниц, нужно серьезное усилие, лишь отчасти этот путь облегчает языковое мастерство и умное ученичество у Платонова и Набокова. Как ни безупречен язык, психологических несостыковок здесь немало - как тертый-перетертый олигарх Угланов мог не знать, что такое «опущенный» в лагере? Отчего хороший парень сталевар Валерка Чугуев, в точности по Достоевскому, отказался от досрочного освобождения и предпочел сидеть до конца, чтобы искупить случайное убийство? Но все это мелочи, и они быстро плавятся в пламени доменной печи этого настоящего современного эпоса. Об эпохе великого перелома, тяжком перерождении страны из социалистической в капиталистическую, болезненной тяге русского человека к честному труду и свободе. Эту тягу ломают на каждом шагу - менты, чиновники, государство, словом, власть, которая не знает лишь, что делать с «железной костью», Валеркой Чугуевым, и Углановым, завладевшим заводом, но потом - место действия не забыли? Россия, от тюрьмы да сумы, - очутившимся вместе с Валеркой на зоне. Но таким там тоже не усидеть.
Сергей Самсонов. Железная кость. М.: Рипол классик, 2015