Группа Rimini Protokoll показывает в Берлине нашумевший проект Situation Rooms

Группа Rimini Protokoll показала в Берлине нашумевший проект Situation Rooms - все роли в нем играют сами зрители
Зритель может оказаться в любой из ролей
Зритель может оказаться в любой из ролей / Ruhrtriennale / Jorg Baumann

Интерактивную видеопьесу швейцарско-немецкой группы Rimini Protokoll должны были показать в Берлине еще весной, но проект оказался таким востребованным, что пришлось ждать. Теперь Situation Rooms гоняют в театре HAU 2 как блокбастер в кинотеатрах: по три сеанса в день. Причина скорее техническая: на каждый «сеанс» могут попасть только 20 зрителей. Если кто-то не явится, придется срочно искать замену, потому что зрители в проекте режиссеров Даниэля Ветцеля, Хельгард Хауг и Штефана Кэги и есть актеры. Каждый входящий в лабиринт комнат, коридоров, лестниц и дворов, выстроенных сценографом Домиником Хубером, получает iPad и наушники, а с ними 10 историй, рассказанных реальными людьми, чья жизнь связана с оружием. Одни его производят, другие продают, третьи от него погибают.

Видео, смонтированное Крисом Кондеком, служит навигацией: в какую дверь войти, в какую выйти, где встать, где сесть и даже прилечь, если вдруг оказываешься истекающим кровью пациентом на кушетке Врача без границ в Сьерра Леоне, которым через некоторое время тоже можешь стать, как и много кем еще - военным фотожурналистом, малолетним боевиком, беженцем и даже индийским вертолетчиком, охотником за пакистанскими террористами. Последний о своей «простой работе» рассказывает так, как если бы она не отличалась от любой другой, требующей точности и хладнокровия. «Если я задумаюсь, а вдруг этот человек не виноват, или о том, что могут погибнуть женщины и дети, - я не смогу бороться». У каждого в этом поделенном на сегменты мире - своя правда, если считать ею функцию, роль.

Открываешь дверку и перемещаешься как в кино. Офис в Берлине, где солидные дяди гоняют по столу переговоров новую игрушку - модель танка, сменяется кладбищем в Мексике, где упокоились и насильники, и их жертвы. Дает ли какое-то особое знание это путешествие внутри не знающей границ инсталляции? Скорее - особый опыт. Невыносимая жара в комнате хирурга; запах борща, который сварила русская женщина; тяжесть пуленепробиваемого плаща - на все это реагируешь скорее телом, потому что не можешь оторвать глаз от экрана, надо двигаться, быть максимально собранным. Если хоть на секунду, как тот пилот, задумаешься и выйдешь из роли, заблудишься сам и сломаешь мизансцену другим. Пожалуй, именно эта прививка действием отрезвляет сильнее понимания - ты просто побывал тем, кто действует по инструкции, стреляет, не задумываясь, и видит жизнь исключительно через свой прицел, как ты сам сейчас - через iPad.