Финальная часть трилогии «Хоббит» вышла в прокат
Финальный фильм трилогии Питера Джексона «Хоббит» - «Битва пяти воинств» - на две трети состоит из батальных сцен, но эпическими в нем выглядят не столько битвы, сколько жадностьЭто были неправильные орки. Ладно бы только эльфы в золотых доспехах и низкорослые, но могучие гномы рубили их, как кубинские крестьяне - сахарный тростник. Но ведь и жители Озерного города, вооруженные дрекольем и не обученные военному делу, запросто валят хорошо экипированных уродливых громил. И даже наш маленький друг - храбрый хоббит Бильбо Бэггинс (Мартин Фриман) на ходу режет врагам поджилки и протыкает их каменные животы как хлебный мякиш.
Несерьезно.
В последней серии «Хоббита» батальные сцены занимают времени больше, чем в предыдущих фильмах трилогии, но ожесточенность осталась только в поединках - например, в финальном единоборстве на льду гномьего короля Торина Дубощита (Ричард Армитейдж) и предводителя орков Азога Осквернителя (Ману Беннет). А в массовых эпизодах враги валятся, как снопы сена, едва успев взмахнуть мечом. Возможно, Питер Джексон заботился о самых маленьких зрителях (в России «Битва пяти воинств» выходит с дошкольным рейтингом 6+). Но дело не в том, что батальные сцены бескровны (никто и не ждал от Джексона «300 спартанцев»), а в том, что добро тут с кулаками, а вот зло - не пойми с чем. Так нечестно. Это не битва пяти воинств. Это избиение Мохаммедом Али боксера-второразрядника, который просто выше на голову, но мастерства ему это не прибавляет.
Хорошо, что дерутся в «Хоббите» не все время. Довольно долго Торин Дубощит страдает от алчности, сидя на сокровищах под горой. А Бильбо, глядя с бесконечной печалью на то, как его друг теряет честь, достоинство и деловую репутацию короля, придумывает, как бы разрешить сложную политическую ситуацию между гномами, эльфами и людьми. Все они хотят сокровищ. Но Торин с отрядом забаррикадировался и не хочет делиться. Армия эльфов готовится к штурму горы. Армия гномов спешит на помощь сородичам. И только появление общего врага - орков - заставляет народы Средиземья забыть о жадности.
Армитейдж играет, в сущности, Ахилла, который по глубоко личным причинам медлит вступить в бой, - и драматическое бездействие Торина Дубощита роднит фильм Питера Джексона с «Илиадой» куда больше, чем сцены сражений.
Но логика всей грандиозной затеи Джексона такова, что в финале должна быть не драма, а большая битва. И в этой логике важнее поставить эффектную точку в трилогии, чем продумывать драматургию отдельного фильма. Возможно, отсюда в «Битве пяти воинств» столько небрежностей. От внезапного появления на поле сражения боевых козлов до столь же внезапного исчезновения священного гномьего камня Аркенстон, из-за которого в начале фильма гномы и эльфы едва не перебили друг друга, Торин почти сошел с ума, а Бильбо несколько раз рисковал жизнью, - в пылу сражения о сокровище попросту забыли.
Зато можно с удовлетворением отметить, что «Битва пяти воинств» короче двух предыдущих частей «Хоббита» и любого из фильмов трилогии «Властелин колец». Всего-то 144 минуты. Но и это все-таки много, если вы, конечно, не преданный фанат Толкиена и всех его экранизаций.
Потому что в целом трилогия «Хоббит», поначалу обещавшая едва ли не больший размах, чем «Властелин колец», оказалась в итоге просто техническим (и, конечно, очень техничным) дополнением к величественной трилогии-оригиналу. Это дополнение, безусловно, оправданно. Но гораздо больше с коммерческой, чем с художественной точки зрения.
В прокате с 11 декабря