Завершился международный фестиваль современной хореографии «Диана Вишнева. Context»
Фестиваль «Диана Вишнева. Context» захватил не только множество московских площадок, но и зрителей, до этого не подозревавших о существовании балетаЧтобы заработать опыт, имя и репутацию, любому фестивалю, как правило, требуется много лет. Но Context не случайно носит имя Дианы Вишневой - он родился как результат многолетней деятельности петербургской примы, тратящей много времени и сил на поиск людей, способных рождать новые хореографические идеи. А правила - это именно то, что с юности привыкла игнорировать, нарушать и взрывать Вишнева. Ненасытность и буквально ядерная энергия в расширении своих - и зрительских - представлений о балете вывели ее в экстра-звезды современного искусства. Они же со второй попытки превратили фестиваль «Диана Вишнева. Context» в одно из главных событий сезона.
В отличие от прошлогоднего, первого, фестиваля, организованного спонтанно и стремительно, нынешний можно рассматривать как настоящую картину балетного мира, сложившуюся у самой мобильной современной балерины за 20-летнюю карьеру. И в ней мастер-классы хореографов стоят в одном ряду с уроками профессионального театрального макияжа, показами документальных фильмов о танце, публичными дискуссиями с участием самой Вишневой и лекциями, пытающимися теоретически осмыслить развитие современной хореографии. Таким образом практики современного балета пытаются приоткрыть людям, считавшим себя «простыми смертными перед миром совершенных формул» многообразные способы танцевального мышления, в которых эмоционального, изобразительного и чувственного гораздо больше, чем условного.
Собственно театральная часть программы была заточена не на то, чтобы показать the best of the best, а чтобы позволить зрителям войти в поток и найти в этом разнообразии что-то близкое себе. Впрочем, планка все же была установлена - приглашением французского Балета Прельжокажа и Нидерландского театра танца, если не лучшего, то одного из лучших коллективов, занимающихся актуальным искусством. Но рядом с этой компанией, уже полвека сохраняющей репутацию лидера и питомника новых идей и хореографов, в фестивале Вишневой приняли участие танцовщики молодой немецкой труппы Эрика Готье. С точки зрения практиков отечественного балета, у выбранного ими пути нет перспективы: компания не пытается танцевать классику. Но ставка на премьеры своего лидера, не достигшего 40-летия Готье, и спектакли современных мастеров - Килиана, ван Манена, Галили и многих других - позволяет труппе существовать уже 10 лет.
Фестиваль Вишневой в этом году представил и таких молодых и успешных хореографов, как Марко Гекке, чьи номера уже не раз исполнялись в Москве. Но даже более захватывающим было знакомство с Нанин Линнинг и Даниэль Агами, приехавшими во главе собственных компаний. Первая из этих хореографов представляет знаменитую голландскую школу, развивая и трансформируя идеи Килиана и других балетных богов. Израильтянка Агами, много лет танцевавшая в труппе «Батшева», популяризирует в Америке, где сейчас работает, идеи своего мэтра Охада Нахарина и его распространяющуюся по миру со скоростью Эболы технику «гага». В России, где представителей современного искусства часто все еще считают немного шарлатанами, имя бескомпромиссной петербургской примы служит и охранной грамотой, и патентом на «модность». В фестивальных залах рябило в глазах от медийных персон. Удалось ли им с помощью Дианы Вишневой открыть для себя новую хореографию, можно будет проверить через год - по списку спонсоров третьего фестиваля.