Сон на рабочем месте - жизненная необходимость

Врачи и дизайнеры готовы прийти на помощь
ТАСС
ТАСС

Не так давно инициативная группа, называющая себя Ассоциацией дневного сна и отдыха трудящихся, выступила с предложением ввести поправкой в Трудовой кодекс РФ короткий дневной сон на рабочем месте - “русскую сиесту”. Требование, выказанное на портале Российской общественной инициативы, особого отклика не выз­вало: за полгода его поддержали всего полторы сотни человек.

Исследовательский центр портала Superjob, заинтересовавшись этой идеей, провел опрос среди менеджеров по персоналу и представителей кадровых служб. Оказалось, что руководство только 14% российских компаний восприняло предложение позитивно, 72% его не поддержали. И причин подобного отношения к сиесте на рабочем месте немало: ритм жизни российских городов часто не позволяет использовать законный отпуск и даже короткий перерыв на обед, а сверхурочная работа и многочасовое стояние в пробках давно стали нормой.

Впрочем, наша страна не единственная, кто живет, обгоняя время. Самыми большими трудоголиками в мире считаются японцы - устоявшееся выражение “смерть от чрезмерного труда” только в японском языке существует как отдельное самостоятельное слово-термин “кароси”. Неудивительно, что в Японии появилась особая традиция засыпания прямо на рабочем месте. Сон на совещаниях и конференциях не возбраняется и считается признаком того, что человек много работает.

В Европе и Америке такую традицию представить просто невозможно, но и там высока утомляемость сотрудников больших компаний. Чтобы облегчить напряженную жизнь в большом городе, голландский дизайнер Лиза Лагемаат придумала сумку-подушку, на которой можно спать в автобусе, электричке или в обеденный перерыв на газоне. А американец Джейми О'Ши изобрел приспособление, которое назвал Vertical Bed. Это “кровать”, выполненная с учетом принципов медицинского протезирования и равномерного распределения веса тела на вспомогательном “экзоскелете”. В комплект кроме самого поддерживающего каркаса входят подав­ляющие шум наушники, зонтик и темные очки.

Идея вертикального сна пришла в голову и другому дизайнеру - бразильцу Эрнесто Нето. Его вертикальная кровать похожа на большую подушку, в которую втиснуто человеческое тело. Но, как поясняет сотрудник Сомнологического центра Первого МГМУ имени Сеченова Михаил Полуэктов, спать в подобном положении не физиологично: “Стоя человек может заснуть, только если его поместить в экстремальные условия, например не давать спать неделю, тогда он может уснуть даже в движении”. Для сохранения вертикального положения требуется согласованная работа мышц, рецепторов и вестибулярного аппарата. Во время одной из фаз сна (так называемого быстрого сна) большинство скелетных мышц почти полностью расслабляется. Заснувший стоя тут же упадет, а зажатый в вертикальном положении человек “стечет” на пол.

Однако, как отмечает Полуэктов, для здоровых людей дневной сон полезен. Многочисленные исследования подтвердили, что он увеличивает производительность труда при умственных нагрузках и повышает физическую выносливость у спортсменов. Ассоциация дневного сна и отдыха трудящихся, отстаивая права работ-ников на послеобеденный сон в офисе, предложила использовать общественный “сон-салон” (комнату для отдыха, которой все чаще обзаводятся крупные компании, с соответствующей атмосферой и температурой) или “капсулы для сна”. Эти капсулы - лаконичная версия капсульных отелей, которые появились в Японии в 1980-х годах и представляли конструкцию, напоминающую сферу. Сегодня их активно используют многие американские и европейские фирмы, а в Москве воспользоваться капсулами уже могут сотрудники нескольких компаний, в основном работающих в сферах IT и консалтинга, например Google.

“Вне зависимости от профессии человек нуждается в отдыхе в дневное время, это естественная потребность, обусловленная внутренними биоритмами организма, - поясняет Виктор Ходанов совладелец компании Energy Point, устанавливающей в офисах капсулы нескольких видов. - Капсула просто создает готовое решение дневного отдыха успешнее привычных средств”.

Преимуществ у такой капсулы много. Она не требует отдельного помещения и, закрывая человека от посторонних глаз куполом, создает ощущение уединения прямо в офисе. Особое положение тела в капсуле снижает нагрузку на сердечно-сосудистую систему и расслабляет мышцы поясницы. Светозвуковая программа с “белыми шумами” воздействует на нервную систему успокаивающе и погружает человека в состояние дремоты на определенный промежуток времени (обычно 20 минут). “Наконец, есть и психологический момент, - добавляет Ходанов. - Всем понятно, что эта штука в офисе стоит для сна, так что спать в ней не стыдно, а даже надо. Развалиться на работе на диване или кровати не всегда комфортно и уместно”.

Компактная организация зоны для сна актуальна не только для офисов, но и для жилых помещений. Однако дизайнеров мебели компактные кровати мало интересуют. “Во-первых, потребители дизайнерского продукта не живут в малогабаритных квартирах, - рассказывает дизайн-эксперт Ольга Косырева. - Во-вторых, воп­рос комфорта во сне гораздо важнее экономии квадратных метров, а комфортно спать можно лишь на кровати, которая соответствует общепринятым параметрам, например 2 м на 1,60 м. У дизайнера Ники Зупанк есть такая кровать - она поднимается и складывается в шкаф. Это идея еще из 60-х годов, но реализованная в современной стилистике”.

Многие российские компании берут эту же старую идею за основу. Например, петербургский мебельный производитель “Соната” предлагает большой выбор подъемных кроватей. Особой популярностью пользуется кровать, в дневное время превращающаяся в уютный диван.

Но молодые дизайнеры, для которых вопрос экономии пространства актуален, соревнуются в оригинальности. Так, Карен Бабел придумала кровать, матрасы которой днем компактно и живописно убираются между книжными полками. Кровать “Дельта” Николя Стаубли сделана из фибергласовых пластиковых трубок и скручивается почти в рулон. Юсуке Судзуки изобрел складывающуюся кровать-книжку, специально призванную решить проблему нехватки места в квартирах жителей японских городов. Мексиканец Виктор Алеман разработал кровать “Ом”, состоящую из двух модулей, специально для ограниченных пространств. А специалисты швейцарского бюро IT Design сделали кровать из толстого картона, который можно сложить гармошкой.

Впрочем, какую бы кровать вы ни выбрали, главное для хорошего сна, поясняет Михаил Полуэктов, уровень освещенности и шума. Яркий свет блокирует выработку гормона мелатонина, регулирующего сон, а громкие звуки мешают успокоиться. При соблюдении условий практически любая кровать обеспечит хороший сон.