Священные чудовища современного танца объединились в Берлине

Премьера берлинской Akademie der Kunste объединила двух священных чудовищ современного танца - Сюзанне Линке и Коффи Коко
Дуэт Сюзанне Линке и Коффи Коко - диалог двух больших танцевальных традиций
Дуэт Сюзанне Линке и Коффи Коко - диалог двух больших танцевальных традиций / Margarete Redl-von Peinen

Дуэт Mistral - штучная вещь, до какой можно додуматься только в старости.

Про то, что творческая жизнь не всегда совпадает с физической, этим двоим рассказывать не надо. Не их случай. Сюзанне Линке в этом году исполнилось 70. Она училась у экспрессионистки Вигман и в школе немецкого выразительного танца Фолькванг, откуда родом еще две ее выдающиеся современницы - Пина Бауш и Райнхильд Хоффман. Вместе с Йоханом Кресником и Герхардом Бонэром все пятеро стояли у истоков влиятельнейшего в хореографии последней четверти ХХ века направления «театр танца». Бауш и Бонэр ушли из жизни, Кресник продолжает ставить, Линке и Хоффман - ставить и танцевать.

Коффи Коко, вышедший как партнер Линке на сцену Akademie der Kunste в дуэте Mistral, представляет другую традицию и другие страны. В его бэкграунде - жизнь между Бенином и Францией и современный танец, настоянный на африканском фольклоре и ритуалах религии вуду, которую он представляет, кстати, еще и как самый настоящий священник. Коффи Коко красив, немолод и так огромен, что заполняет собою все пространство. Особенно когда начинает бесконечную ворожбу руками: наблюдать шевеление его длинных пальцев - все равно что находиться под гипнозом большого дерева. С Линке, босоногой, хрупкой, почти прозрачной, начинающей движение с ребра ступни - осторожно, медленно, как это делают японские танцовщики Буто в их взывающих к духам медитациях, - у Коко особые отношения. Можно сказать - почти никаких, если под отношениями подразумевать физический контакт.

В драматургически безупречной композиции (это так старомодно, что почти ново) партнеры почти не касаются друг друга. Они рядом, но не вместе, в диалоге, но каждый сам по себе, как носители тех самых автономных пространств, на создание и утверждение которых танцовщики (они же хореографы) contemporary dance положили весь ХХ век. Идут ли рядом, элегантные, в эффектных белых костюмах под общим красным зонтом, и курят одну сигарету на двоих: обмениваются ею - как флиртуют, но это не более чем форма, которую они, словно шутки ради, воспроизводят. Расходятся ли потом - у каждого свой путь и свое соло. Соединяются ли снова в азартной, невероятно энергичной для людей их возраста сцене, где один подает пластическую реплику, а другой, усложняя и варьируя на свой манер (он все же африканец, она все же немка), возвращает ее партнеру. Кажется, что они импровизируют, столько спонтанного юмора в репликах, которыми они обмениваются, пока воображение и силы не оставят их. Или пока тьма не поглотит и не разлучит их уже облаченные в черные костюмы тела. От дивной беспечной игры не останется и следа. Но ведь это не значит, что ее не было?

Что подвигло Линке и Коко на этот проект - сказать трудно. Однажды, в 2013 году, в Париже в кафе Mistral, сообщает программка, они встретились и решили сделать что-нибудь вместе. Такая предыстория ничего не проясняет, скорее намекает на ритуал из тех времен, когда спектакли еще не назывались «исследованиями» и создавать их принято было как бы нечаянно, в разговоре, за чашкой кофе. И такие посиделки были не менее весомы, чем представление, которое было лишь результатом. Но что бы эту пару ни вдохновило на сотрудничество, оно того стоило. Линке и Коко - живая история, архив, но и воплощенная эволюция того самого танца, в манифесты которого не очень веришь, пока два таких вот старца не выйдут на сцену и не докажут, что в районе 70 все только начинается: прозрение, вдохновение и легкость тела необычайная. Как будто оно, тело, творит уже не из физики, а из накопленного состояния свободы от нее. Это, конечно, не со всеми происходит, и не только в contemporary dance, но с Линке и Коко точно случилось. На них хочется смотреть не потому, что когда-то они были ого-го! А потому, что они сейчас в таком уникальном состоянии, о котором когда-нибудь будут вспоминать с ностальгией: «О, вы не застали Линке и Коко в старости! Это было что-то».

Берлин