В прокат вышел главный блокбастер года - «Интерстеллар» Кристофера Нолана
В прокат выходит главный блокбастер года - научно-фантастический эпос Кристофера Нолана «Интерстеллар» (Interstellar)Фильм Нолана длится почти три часа, но пересказать его можно, взяв всего одну монтажную склейку. Камера показывает борт автомобиля, отъезжающего от фермы по пыльной дороге среди кукурузных полей. Машина набирает скорость, деревянный дом становится все меньше, и в тот момент, когда он исчезает в облаке пыли, экран разрывает пламя, а динамики - рев ракетных двигателей. Простейшая из рифм - отец уезжает из дома, астронавт покидает Землю - определяет весь строй гигантской картины, еще более амбициозной, чем сновидческий небоскреб нолановского «Начала», которое с момента выхода в 2010 г. занимает почетное место в любом списке лучших фантастических фильмов нового века.
Герои Нолана хотят вернуться домой, но всегда выбирают для этого самый трудный путь. Авантюрист Кобб из «Начала» погружался на несколько уровней сна, чтобы вынырнуть в ту реальность, где он сможет встретиться с детьми. Пилот Купер из «Интерстеллара» летит в другую галактику, чтобы - сквозь все черные дыры и «кротовые норы» космоса - передать послание дочери. У этого фильма много пересечений с «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика, но не меньше с «Солярисом» Андрея Тарковского (или скорее с его американским ремейком, сделанным Стивеном Содербергом).
По ритму и драматургии «Интерстеллар» напоминает старт ракеты-носителя. Действие начинает разворачиваться на Земле - медленно, но мощно: так ракета преодолевает сопротивление атмосферы. Потом отделяется первая ступень, вторая, третья - и с каждым разом происходит могучее ускорение. В последней трети ощущение такое, словно час действия спрессовали в 15 минут и публику вот-вот расплющит от визуальных и сюжетных перегрузок.
Ураганная динамика не мешает Кристоферу Нолану и его брату и соавтору сценария Джонатану обсуждать парадоксы теоретической физики и задаваться вопросами, которые занимали классическую научную фантастику середины ХХ в. Главный из них: может ли человечество покинуть свой дом и найти новый.
Земля умирает. Нолан показывает медленную катастрофу. Пыль, плотным слоем лежащую на всех поверхностях. Бесхозный старый беспилотник, который можно поймать, чтобы использовать его солнечную батарею. Технический прогресс остановился, инженеры стали фермерами, а их детям в школе рассказывают, что высадка на Луну была пропагандистской инсценировкой (учебники истории пришлось переписать, чтобы никто не мечтал о полетах в космос и прочем вздоре). Но сельское хозяйство тоже вырождается - что-то необратимо изменилось в атмосфере, агрокультуры гибнут одна за другой, скоро человечеству будет нечего есть и нечем дышать.
Бывший пилот Купер (Мэттью Макконахи) живет на ферме с двумя детьми и тестем, по вечерам печально глядя в небо и сетуя на то, что «раньше люди мечтали о звездах, а теперь ковыряются в грязи». Между тем в NASA, теперь засекреченном, разрабатывают проект переселения на другую планету. А значит, навыки героя Макконахи будут востребованы, но дочь (в детстве ее играет Маккензи Фой, взрослую - Джессика Честейн) не простит отцу, что он ее бросил, пусть даже ради спасения человечества. Семейная мелодрама в «Интерстелларе» развертывается параллельно межзвездному путешествию, в этом смысле Нолан наследует уже не Кубрику, а Спилбергу.
Проектом переселения руководит старый профессор (Майкл Кейн), а его дочь (Энн Хэтэуэй) полетит в космос вместе с Купером, чтобы, во-первых, в фильме была романтическая линия, а во-вторых, чтобы, как любит Нолан, лишний раз зарифмовать семейные отношения (герой Макконахи оставляет на Земле дочь, героиня Хэтэуэй - отца). Жертвами этой драматургической конструкции неизбежно становятся с земной стороны остальные домочадцы Купера, а с космической - еще два члена экипажа (функции тех и других чисто служебные). Зато наравне с главными героями выступают роботы оригинального дизайна с программируемым уровнем иронии - и это выглядит как удачный автошарж Кристофера Нолана, которому чувства юмора в прежних фильмах катастрофически не хватало.
Джонатан и Кристофер Нолан говорят, что на сюжет их вдохновили работы физика-теоретика Кипа Торна (он даже ненадолго появляется в одной из сцен). Но лирики в «Интерстелларе» все-таки больше, чем физики. Вселенной тут в полном согласии с поэтическими законами движет любовь, которая, наряду с гравитацией, оказывается способна проходить сквозь искривленные пространство и время. Но то, что вы догадаетесь об этом гораздо раньше героев, совершенно не портит удовольствия от просмотра. Хотя бы потому, что у Нолана любовь - не сказочный «пятый элемент», а дар, который дает фантастический эффект лишь в сочетании с интеллектом.
В прокате с 6 ноября