Третьяковка показала плохое отношение к обнаженной натуре
Третьяковская галерея показала, как плохо в последние сто лет русские художники относились к женскому телуВыставка «Магия тела» в Лаврушинском переулке представляет трансформации жанра ню в русском рисунке конца XIX-XX вв. - от создания иллюзии живого женского тела до полного исчезновения и иллюзии, и тела. Не то чтобы художники стали вдруг асексуальны, просто решили не соревноваться с великими предшественниками, создавшими шедевры жанра.
На выставке с тем же названием в здании на Крымском Валу Третьяковка представила, как и с какими целями на протяжении всех трех столетий существования русской живописи изображалась обнаженная (и не совсем обнаженная) натура. В новом здании первая часть «Магии тела» - большая и серьезная выставка, а в историческом - вторая, не очень большая и только сначала серьезная.
Класс обнаженной женской натуры в петербургской Академии художеств и Московском училище живописи, ваяния и зодчества возник только в 1893 г., до этого официальными натурщиками были только мужчины. Запоздалое открытие произошло как раз в то время, когда развитие живописи ушло далеко в сторону от жизнеподобия и верности анатомии.
Ушли однако не все, и в первом зале выставки рядом с изображениями натурщиц Валентина Серова, сохраняющими нежнейшее отношение к плоти, висят работы принципиальных неоакадемистов - Василия Шухаева и Зинаиды Серебряковой. Иногда кажется, что их обнаженные штудии - пародии на рисунки ренессансных гениев. Магии тела в них мало, дальше в залах выставки ее и вовсе не будет.
Кузьма Петров-Водкин в «Обнаженной с зеркалом» пробует подражать тициановским и веласкесовским Венерам, но это только упражнение, на его картинах обнаженные тела почти бесплотные.
Неопримитивистские Венеры и ню Михаила Ларионова и вовсе насмешки над чувственностью и эротизмом, которых в начале прошлого века было настолько в избытке, что не смеяться над голыми было невозможно. Через пару десятилетий к новациям в живописи и художническому хулиганству стали относиться сдержаннее, и каждый из художников рисовал обнаженку согласно своим представлениям и желаниям. Николай Тырса рисовал шарообразные женские формы. Татьяна Маврина сказочно забавлялась. А Владимир Вейсберг выбеливал своих натурщиц до полного растворения изображения на листе.
Художники эгоистичны, и свою манеру любят больше, чем живую женщину, им важнее магия рисунка, чем голого тела.
Выставка открыта до 12 апреля