На ярмарке Frieze в Лондоне продавали по-новому
В Лондоне прошла ярмарка современного искусства Frieze, одна из важнейших в арт-мире. В этом году ставки делались на проверенные именаВ основном разделе Frieze традиционно сосредоточены галереи, торгующие работами коммерчески состоявшихся авторов. В этом году экспозиции этих галерей были выстроены по противоположным принципам. Большинство представили классические белые ярмарочные стенды, заполненные стопроцентными хитами.
White Cube показала инсталляцию Дэмиена Херста 1993 г. Because I Can't Have You I Want you. Стеллаж, заполненный формальдегидом с рыбами, был продан в первый же день за 4 млн фунтов. Lehmann Maupin тоже сделали ставку на проверенные имена, исключительно женские: Ли Бул, Клара Кристалова, Адриана Варежао и, конечно, Трейси Эмин. Ее крошечные живописные работы и эротические вышивки и рисунки разошлись в день открытия по ценам от 30 000 до 180 000 фунтов.
Другие галереи полностью преобразили стенды. Галерея Gagosian стараниями Карстена Хеллера сделала детскую площадку. Hauser and Wirth поручили курировать стенд художнику Марку Уоллингеру, который превратил его в кабинет Фрейда. Обклеенное обоями темно-зеленого и красного цветов пространство оказалось набито произведениями искусства. Проиллюстрировать столкновение рационального с подсознательным Уоллингер решил скульптурами Луиз Буржуа, живописью Эвы Хессе, объектами Субодха Гупты. Разброс цен на стенде - от $2000 до $2,5 млн.
Стенды - тотальные инсталляции популярны в разделе Focus, где представлены сравнительно молодые и экспериментальные галереи. Здесь были и стенды - студии кастинга (Matthew Gallery, 150 000 евро), и стенды-бары, увешанные постерам с инструкциями по созданию бомбоубежища (Carlos/Ishikawa). Цюрихская Barbara Seiler Galerie посвятила стенд перформансу Анте Тиммерманс. Купить его декорации и инструкцию по его воспроизведению можно было за 60 000 евро. Такую свободную интерпретацию ярмарочной экспозиции многие галереи позволяют себе потому, что рассчитывают не на частных покупателей, а на музеи и независимых кураторов. И не без оснований - фонд Outset, занимающийся закупками современного искусства в коллекцию Tate, приобрел работу коллектива Slavs & Tatars со стенда варшавской галереи Raster из раздела Focus.
Ради кураторской аудитории задумывался и новый раздел ярмарки Live, посвященный перформансу. «Мы хотим, чтобы и у признанных, и у молодых галерей была возможность показывать амбициозные проекты», - объясняет заместитель директора Frieze Джоанна Стелла-Савика. Пока что в Live участвовало только шесть галерей, в частности японская Green Tea, предлагавшая всем отведать супа из овощей, собранных в районе Фукусимы.
Лондон