Анимационный фестиваль «Крок» показал молодежь

Анимационный фестиваль «Крок» был в этом году молодежным, но показал, что молодая анимация - и по технике, и по содержанию - заметно повзрослела
Кадр из «Киоска» Анете Мелеце, лучшего дипломного фильма фестиваля
Кадр из «Киоска» Анете Мелеце, лучшего дипломного фильма фестиваля

Традиционно по четным годам у анимационного фестиваля «Крок» «молодежный выпуск» - и корабль, заполненный дебютантами и студентами анимационных школ разных стран, плывет по русским рекам. Этот главный международный фестиваль мультфильмов в нашей стране всегда организовывали вместе Украина и Россия, но в этом году деньги выделила только российская сторона, так что путешествие пришлось подсократить. На все острые вопросы ответ бы один: у аниматоров нет национальности. Как бы двусмысленно эти слова ни звучали, на корабле все выглядело именно так: молодые аниматоры со всего мира слились в единый пионерский лагерь, весь день просиживающий в кинозале на мультфильмах, а ночью - танцующий на палубных дискотеках.

По части программы молодежные «Кроки», как правило, большое испытание. С одной стороны, у студентов самое свободное, без комплексов, кино, они могут чего-то не уметь, но любят экспериментировать. А с другой стороны - они снимают очень много мрачных фильмов. Молодым, как известно, быть нелегко, так что все проблемы - одиночество, нелюбовь, сложности с родителями, страх перед будущим и государственной машиной - выплескиваются на экран в самых страшных фантазиях. Так вот - на этом «Кроке» такого не было, грустных фильмов хватало, но подросткового копания в собственных страданиях почти нет. Причем, как мне кажется по опыту других фестивалей этого года, дело не только в отличной кроковской селекции, но и в том, что молодое кино в целом изменилось. Во-первых, в нем нет никакой милой неуклюжести, оно очень профессиональное - не только новыми, но и старыми технологиями режиссеры отлично владеют со студенческой скамьи. А во-вторых, оно и содержательно повзрослело, как будто вылезло из цыплячьей скорлупы и увидело, что происходит вокруг. А может быть, просто был удачный год - появилась зрелая, оснащенная, талантливая молодежь.

Теперь о победителях (хотя выбор хорошего был такой, что никто даже предположений не строил о наградах, все названия вызывали на церемонии закрытия восторг зала). Гран-при получил нежнейший и печальный рисованный фильм «Корова в кружке» китаянки Яньтон Чжу, приехавшей учиться анимации в Токио к самому известному режиссеру артхаусной анимации Японии Коджи Ямамуре. Рассказ о неудачливом, вечно безденежном папе, в одиночку воспитывавшем Яньтон, полон любви. Никого не обманут слова о том, что папа - лжец, и истории о том, как он обманывал, уверяя, что на дне кружки с молоком пряталась корова и что нельзя смотреть на машину, привезшую ему алименты от сбежавшей мамы, потому что там монстр.

В последние годы особенно заметно, что анимационный мир стал единым. Мало кто учится в той стране, где родился, а зачастую каждую из двух ступеней образования и дополнительных курсов студент получает в новой стране. И это видно не только по участникам фестиваля, но и по всему списку награжденных. Приз в категории «Студенческий фильм, созданный в процессе обучения» получила полутораминутная анимационная метафора «Возвращение» россиянки Натальи Чернышевой, снятая как курсовая работа в знаменитой французской киношколе «Ла Пудрийер». Это снова история о себе: девушка, вернувшаяся в деревню к бабушке, кажется великаншей рядом с домиком, но лишь только запахнет любимым бабушкиным супом, героиня превращается в маленькую девочку.

Приз за лучший дипломный фильм взяла латышка Анете Мелеце, снявшая в Швейцарии милейший детский фильм «Киоск» с рисунком в духе яркой книжной иллюстрации - о толстухе-киоскерше, которая не может вылезти из своего «домика», зато он теперь становится для нее, как для улитки, всем: и лодкой, и зонтиком, и складом. А лучшим дебютом стала уже увенчанная множеством международных наград российская «Обида» Анны Будановой о том, как детская обида вырастает в страшного монстра, которого подкармливает каждый новый укол, так что в результате жуткая, деспотичная, черная старуха может задушить свою хозяйку.