Фестиваль «Амурская осень» наградил «Двух женщин» Веры Глаголевой

Фестиваль «Амурская осень» наградил «Двух женщин» Веры Глаголевой, но открыл и работы новых женщин-режиссеров
«Две женщины» - экранизация «Месяца в деревне» Тургенева/ kino-teatr.ru

«Амурская осень» вместе с «Краем света» и «Меридианами Тихого» ежегодно отвечает за кинематографическое насыщение дальневосточной жизни на исходе лета и в начале осени. Когда-то благовещенский фестиваль, придуманный и поставленный на ноги Сергеем Новожиловым, занимался этим в одиночку - теперь усилия утроились и общее дело обходится без внутреннего соперничества участников: у каждого фестиваля своя повестка и свои ставки.

«Осень» не стремится быть модной, как сахалинский «Край», и ведет себя скромнее «Меридианов», собирающих во Владивостоке сливки тихоокеанского кино. Зато в придачу к киноконкурсу Благовещенск традиционно предлагает местной публике показ-соревнование столичных антрепризных спектаклей, и такое ноу-хау обеспечивает «Осени» как региональному социальному проекту собственные козыри.

В нынешнем году конкурсная программа фильмов, которую судило жюри во главе с киноведом Сергеем Лазаруком, тоже, в свою очередь, распалась на две условные части. Первую и существенную составили лучшие или, по крайней мере, самые заметные фильмы из тех, что наше кино произвело и в течение лета уже предъявило на разных фестивальных площадках (от «Братьев Ч» Михаила Угарова и «Класса коррекции» Ивана Твердовского до «Я не вернусь» Ильмара Раага и «Косух» Кати Шагаловой). Вторую, меньшую, образовали фильмы, которые на иных фестивалях, пожалуй, и не встретишь и знакомство с которыми - штука прелюбопытная и поучительная.

Взять, к примеру, два женских дебюта.

Один называется «Острожский заповедник», его автор - психоаналитик Наталья Семашкевич, которую призвали к режиссуре беспокойные мысли о судьбе архива русского философа Густава Шпета и шире - об истинном и ложном, о родном посконном и чуждом заемном, о слепоте и прозрениях, а также о других фундаментальных вещах, из которых ею сложена глубокомысленная конструкция наставительного толка на мифологическом, разумеется, фундаменте. Видимо, мыслительный аппарат членов жюри оказался мало приспособлен к такому философскому напору, потому что «Заповедник» уехал из Благовещенска без наград.

Другой дебютный фильм поставлен бывшим топ-менеджером «Северстали» Анной Симаковой по сценарию вице-президента той же компании Дмитрия Санина и посвящен судьбе молодой женщины, чье физическое увечье не лишило ее воли и даже страсти к жизни. Он называется «Я хочу туфли» и тоже не попал в наградной лист жюри, зато может похвастать перед «Заповедником» официальным призом генпродюсера фестиваля Антона Калюжного.

Оставив без внимания очень личные высказывания двух по-своему героических женщин, жюри увлеклось «Двумя женщинами» Веры Глаголевой, ранее закрывшими выборгское «Окно в Европу» и только что открывшими фестиваль во Владивостоке. Причем увлеклось так сильно, что присовокупило к Гран-при еще и операторский приз Гинтсу Берзыньшу - за то, какими глазами увидел он жаркую тургеневскую усадебную жизнь.

Отметив актрису Надежду Лумпову («Еще один год») за лучшую женскую роль, «Амурская осень» восстановила справедливость, порушенную «Кинотавром», который наградил одного лишь Алексея Филимонова, меж тем как в фильме Оксаны Бычковой обе главные актерские работы по-настоящему значимы именно в тесной связке. У мужчин борьба за первенство получилась острее, сильных соискателей одного приза объявилось сразу несколько, включая упомянутого актера Филимонова, и в результате этот приз был присужден Егору Корешкову за молодого Чехова в «Братьях Ч», но и Никиту Кукушкина поощрили специальным призом жюри за его малосимпатичного старшеклассника из «Класса коррекции». Попутно оказалось, что Корешков и Лумпова - соученики по гитисовской мастерской, так что их призы - это еще и награда их мастеру Олегу Кудряшову.

Оставаясь верным своему принципу: если уж награждать фильм, то неоднократно, жюри объявило лучшим сценаристом Елену Гремину, лично превратившую свою пьесу «Братья Ч» в основу для одноименного фильма Михаила Угарова, а лучшим режиссером - Ивана Твердовского, которому к призам за «Класс коррекции» уже не привыкать.

Благовещенск