Вуди Аллен занялся духовными происками

В романтической ретрокомедии «Магия лунного света» (Magic in the Moonlight) Вуди Аллен разоблачает «магию кино», чтобы заставить зрителя в нее поверить
Герой Колина Фёрта (на заднем плане) скептически смотрит на попытки героини Эммы Стоун вызвать духов
Герой Колина Фёрта (на заднем плане) скептически смотрит на попытки героини Эммы Стоун вызвать духов / kinopoisk.ru

Место действия - Лазурный берег, время - лето 1928 г. Название из лирической песенки, диалоги словно бы из пьесы Бернарда Шоу.

Но какой? - расслабленно думал я, наблюдая за развитием отношений гениального британского фокусника, скептика и зануды Стэнли (Колин Фёрт) и молоденькой американки Софи (Эмма Стоун), которая выдает себя за медиума и на пару с матерью разводит богатых вдов на спонсирование оккультных исследований, устраивая им сеансы связи с покойными мужьями. Великий иллюзионист (инкогнито) зван коллегой (Саймон Макберни) с целью разоблачения магии, но впервые вынужден признать поражение.

Ответ лежит на поверхности, но, может, именно поэтому и не приходит в голову сразу. Нет, конечно, Вуди Аллен не пересказывает сюжет «Пигмалиона», как пересказывал в предыдущем фильме («Жасмин») «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса. Но кто такие надутый ученый Стэнли и простушка Софи, как не профессор фонетики Хиггинс и цветочница Элиза Дулиттл? И что такое их отношения, как не сюжет перевоспитания? Хотя и перевернутый на иронично романтический лад. Не Хиггинс прививает Элизе манеры, а, напротив, Элиза - Софи открывает в Хиггинсе - Стэнли чувствительность. И пара сюжетных поворотов, припасенных Вуди Алленом к финалу, ничуть не меняют эту заданную с самого начала лукаво простодушную интонацию «Магии лунного света».

Это игра одновременно в классический Голливуд и в Бродвей с Вест-Эндом, в «хорошо сделанную пьесу», в добротное буржуазное развлечение, каким мы его представляем. Все здесь призвано ласкать глаз и слух: залитые солнцем пейзажи французской Ривьеры, уютные гостиные, костюмы-тройки на мужчинах, шляпки на женщинах, балы и джаз, тетушка в Провансе, обсерватория в кустах, автомобиль, словно бы только что выехавший из музея, и выстроенные со старомодной основательностью мизансцены, в которых актеры с легким, безупречно выверенным театральным нажимом перебрасываются остроумными репликами, каких уже почти сто лет как не пишут.

А теперь попробуйте-ка от этого всего отмахнуться. Ведь, кажется, для того Вуди Аллен и затеял «Магию лунного света». Вот он показывает вам фокус, про который вы всё-всё знаете, потому что видели много раз. Во всяком случае, думаете, что знаете, как думает великий иллюзионист Стэнли про незамысловатые магические трюки провинциалки Софи. На этом Аллен вас и ловит. В «Магии лунного света» нет никакой глубины и никакого второго дна, просто конфликт скептического разума и романтической психеи разыгрывается не только на экране.

Просто вы, дорогой зритель, и есть главный персонаж этого фильма. Искушенный скептик и надменный зануда, который отрицает магию кино, но всякий раз расстраивается ее разоблачению. И в этом свете венчающая сюжет простодушная мысль о том, какое счастье дарит порой человеку иллюзия, выглядит вовсе не такой простодушной.

В прокате с 25 сентября