В Хельсинском Кунстхалле - выставка модернистки Хильмы аф Клинт

Выставка Хильмы аф Клинт в Хельсинки представила одну из первых, забытых, художниц-модернисток
Композиция № 3 написана аф Клинт в 1907 г.
Композиция № 3 написана аф Клинт в 1907 г. / Stiftelsen Hilma af Klints Verk

В рамках хельсинкского фестиваля Taidehalli в городском выставочном зале проходит ретроспектива шведской художницы Хильмы аф Клинт. Впервые знакомство с ее наследием стало юридически возможным, когда истекли 20 лет после ее смерти, а умерла она в 1944 году 82-летней. Большинство ее работ, около тысячи, принадлежат фонду ее имени и выставляются не очень часто. Вероятно, поэтому открытие аф Клинт растянулось на десятилетия, пока стокгольмский Moderna Museet не провел в прошлом году большую выставку, где были представлены две с половиной сотни картин.

В Taidehalli, хотя везде и прописано, что это та же самая выставка, что и в Стокгольме, привезли лишь половину экспозиции - размеры выставочного зала не позволили вместить больше. Но даже то, что в итоге доехало до Хельсинки, позволяет оценить масштаб и важность творчества аф Клинт.

Начинала она с самой обычной академической живописи. На выставке одиноко висит пейзажик, который мог быть создан любым мало-мальски мастеровитым художником того времени. Интересное начинается дальше: в конце XIX в. аф Клинт и еще четыре художницы создают группу «Пятеро», которая просуществовала около десятилетия. Участницы объединения, название которого недаром по-шведски звучит по-феминистски Da Fem, попытались преодолеть условности академической среды, во многом патриархальной, из которой они вышли, погружением в параллельные области знания и чувствования - через теософию и спиритуализм.

Художницы - задолго до сюрреалистов - практиковали автоматическое письмо и аналогичный подход к живописи. Правда, в отличие от своих коллег по группе, которые вернулись и растворились в стандартной академической художественной жизни, аф Клинт продолжила эту линию и дальше.

Организаторы проекта (куратор выставки в Стокгольме - Ирис Мюллер-Вестерманн, в Хельсинки - Ханна Мамиа-Вальтер) определяют Хильму аф Клинт как «пионера абстракции», что не совсем верно, хотя название и вызывает повышенный интерес к выставке. Большинство работ, которые могут попасть в категорию абстрактных, представляют собой скорее аллегорические или символические полотна, аналогичные тем изображениям, которые можно обнаружить в средневековых алхимических или каббалистических трактатах. Это вовсе не беспредметная живопись, хотя картины в основном представляют собой многоцветные геометрические композиции.

В действительности работы аф Клинт близки к произведениям основателя антропософии Рудольфа Штайнера (один из идейных ориентиров шведской художницы), которые, кстати, были показаны на последней Венецианской биеннале, и творчеству Маурица Эшера. А поздние графические и живописные серии, где художница анализирует свое раннее творчество, можно рассматривать как своего рода протоконцептуализм. Для художественного мира открытие аф Клинт - крупное событие, позволяющее иначе взглянуть на историю модернизма: там были не только те фамилии, которые чаще всего упоминаются в книгах.

До 28 октября