В Якутске прошел Второй международный кинофестиваль
В Якутске прошел Второй международный кинофестиваль, на котором особенно самобытным проявило себя местное киноКоличество летних кинофестивалей так велико, что было бы крайне самонадеянно выделять из их числа «самый». Однако Якутский международный, который проходил уже во второй раз, - точно самый экзотичный. Где еще гости и участники плывут сутки на теплоходе, чтобы пройти древний шаманский обряд очищения на умопомрачительных Ленских столбах, под руководством местного министра культуры и духовного развития? Где еще совершают коллективное паломничество в Царство Вечной Мерзлоты, на встречу с замороженными мамонтами и ледяными скульптурами божеств Верхнего Мира и демонов Нижнего? Еще удивительней этих красот - сам феномен якутского кинематографа, подлинного чуда, ради которого действительно стоит лететь за тридевять земель.
Его коммерческой эффективности позавидует не только знакомый нам российский (хоть Якутия - часть РФ, назвать якутские фильмы российскими не повернется язык), но и американский. Кино снимается вдохновенно, увлеченно и постоянно, независимые студии множатся как грибы после дождя. Экономическая модель проста: любой фильм снимается за скромнейшие деньги, а потом окупается во внутриякутском прокате - вдвое, втрое, вдесятеро. Местные зрители счастливы видеть на экране героев, живущих теми же проблемами и говорящих на том же языке. Здешние кинотеатры нередко отдают предпочтение якутским фильмам перед голливудскими - не из патриотизма, а по соображениям сугубо прагматическим. В Якутии снимаются развязные комедии, эффектные хорроры, авангардные драмы; смотрят их по всей республике, вплоть до самых отдаленных улусов. В недавнем криминальном триллере «Беглый» о трех зеках, сбежавших из колонии, есть, например, сцена, где один из героев укрывается на отдаленном хуторе у двух пастухов: когда наступает ночь, они приносят откуда-то лэптоп и включают новый якутский фильм, а потом долго и увлеченно его обсуждают.
Якутский международный кинофестиваль - результат страстного и пока не осуществленного желания местных кинематографистов вырваться за пределы Республики Саха. Формально собранные в конкурс картины объединяет то, что все они сняты в арктическом регионе, но настоящая задача организаторов - не столько показать якутским зрителям, какое кино снимают соседи (здесь многие и так в курсе, в Якутске полно синефилов), сколько продемонстрировать всем приехавшим собственные произведения. Конечно, якутским режиссерам, продюсерам и актерам пока не хватает профессионализма - на фоне каких-нибудь канадцев их фильмы выглядят самодеятельными. Недаром в итоге главный приз, серебряные «снежные очки», достался именно канадской ленте «Уванга» о современных эскимосах, а вторая награда отошла финской картине «То, что мы делаем ради любви», но можно не сомневаться, что самые яркие - пусть и неоднородные - впечатления на публику все-таки произвели другие фильмы.
«Крик чайки», сделанный художником-декоратором, организатором народного театра и самым известным комиком республики Аркадием Новиковым, - самобытная мелодрама, действие которой происходит в деревне на берегах Лены. Местная красавица выходит замуж за студента-юриста из города, и оскорбленные ухажеры решают отомстить ей: настигнуть парочку во время пикника и избить приезжего. Стычка оборачивается трагедией, и вдруг фильм превращается в мистический ужастик: неупокоенные духи мертвых возвращаются с того света, чтобы утащить за собой преступников. Или «Айыы Уола», он же «Посланник небес» Эдуарда Новикова - наивный и трогательный рассказ о здешнем народном герое, певце и авторе-исполнителе Александре Самсонове, который умер в конце 1990-х в возрасте 20 лет от заболевания крови, оставив после себя много записей и дав единственный сольный концерт. На этот байопик - первый в Якутии - в кинотеатры стояли очереди. Или, наконец, «Белый день» Михаила Лукачевского, самый необычный из конкурсных якутских фильмов (картина получила специальный приз жюри) - мрачнейшая экспериментальная притча о замерзающих насмерть пассажирах автомобиля, заглохшего посреди снежных полей в одну ненастную ночь: сбив на дороге оленя, они навлекли на себя немилость духов. Одно из главных качеств якутского кинематографа - тесная связь с природой и народными верованиями, которые здесь от души разделяют, пусть и не без иронической усмешки, даже завзятые интеллигенты.
Якутск