«Судная ночь» сменила жанр
«Судная ночь - 2» (The Purge: Anarchy) оказалась бодрее первой серии - теперь это не фильм ужасов с претензией на антиутопию, а обыкновенный боевикС легкой руки продюсера Джейсона Блюма и режиссера Джеймса Де Монако каждый год в одну и ту же ночь весь американский народ ходит в кровавую баню. По сюжету антиутопии традицию скреплять общество жертвоприношением завели «новые отцы-основатели» нации: раз в году на несколько часов отменяется действие уголовного кодекса, до утра прекращают работу все экстренные службы, кто не спрятался, сам виноват. Потому что наиболее активные и ответственные граждане берут в руки мачете, топоры, бейсбольные биты, пистолеты и снайперские винтовки и отправляются на охоту. Чтобы «очиститься» и провести весь следующий год в белом воротничке и с хорошим настроением.
Первая «Судная ночь» вышла всего год назад и имела впечатляющий КПД - при бюджете в $3 млн фильм собрал в мировом прокате $89,3 млн. Чтоб такое добро не пропало, продюсерско-режиссерский тандем быстро сделал продолжение. Бюджет увеличился втрое (хотя по меркам жанра $9 млн все равно копейки). Но если в первой серии играли Итан Хоук и Лена Хиди, то вторая больше рассчитывает на сам бренд, чем на звезд (имя исполнителя главной роли Фрэнка Грилло вряд ли можно считать заметной приманкой для публики). Зато действие, в первой серии почти целиком запертое в особняке, вырвалось на улицы.
Как во многих антиутопиях, переживающих в последнее время новый расцвет, в «Судной ночи» торжествовал классовый подход к сюжетосложению: жертвами объявлялись те, у кого нет надежного убежища и социального статуса, а богатые спокойно запирались в особняках и, помолясь за здоровье отцов-основателей, наблюдали за происходящим на улицах по телевизору. Логично, что двигателем сюжета первого фильма стала мораль «найдутся и те, кто придет за тобой»: герой Итана Хоука был продавцом охранных систем, делавшим на судной ночи успешный бизнес и меньше всего предполагавшим, что его семья окажется целью уличных охотников.
Во второй серии такого морального детерминизма нет. В роли потенциальных жертв оказывается вполне случайная компания: во-первых, мать и дочь (потому что темнокожие и из бедного района), во-вторых, молодая пара (потому что драматическая ситуация помогает им укрепить отношения, находящиеся на грани распада). Единственным носителем морального конфликта становится персонаж Фрэнка Грилло - классический герой-одиночка из старомодного боевика, молчаливый, крутой, хорошо вооруженный и отлично владеющий боевыми навыками. Он выезжает на ночную улицу в черном бронированном купе, чтобы сделать какое-то, очевидно, черное дело, но, как часто бывает с такими парнями, отвлекается на спасение невинных и вынужден спасать их уже до самого финала.
Режиссеру и сценаристу Джеймсу Де Монако эта конструкция справедливо кажется хлипкой, и он подпирает ее, с одной стороны, гоп-компанией, которая охотится не ради удовольствия, а ради денег, а с другой - невразумительными повстанцами, которые врываются в дома богатых, когда те как раз принарядились, выпили шампанского и наточили ножи, чтобы как следует разделать очередную партию жертв, доставленных наемниками прямо к праздничному столу. А чтобы мало не показалось, на улицы выкатывают фуры с крупнокалиберными пулеметами.
Благодаря всему этому арсеналу нравоучительная составляющая истории быстро становится второстепенной, и остается умеренно бодрый боевик, в котором крутой парень защищает слабых. И сердце его, конечно, оттаивает. Насколько первая «Судная ночь» была прямолинейно морализаторской, настолько вторая стала сентиментальной. В сущности, это история про то, как шел мужик набить кому-то морду, но увидел больного котенка и передумал.
В прокате с 31 июля