Выставка Lexus Hybrid Art отлично смотрится на ВДНХ
В павильоне «Оптика» ВДНХ открылась пятая выставка Lexus Hybrid Art - впечатляющая и занимательная, представляющая понятное современное искусствоЕжегодные выставки Lexus Hybrid Art становятся все интереснее. Во-первых, развивается само «гибридное», созданное с помощью современных технологий, искусство, во-вторых, публика начинает к нему привыкать. Впрочем, если не задаваться праздным вопросом, почему это искусство и почему не зовет в духовные выси, то можно смотреть выставки Lexus Hybrid Art (в этом году открылась пятая) без привычки и с удовольствием - произведения здесь все эффектные, зрелищные, аттракционные. Не нагруженные смыслами - ну и не надо. Тем более что проходит выставка в этом году на ВДНХ - грандиозном агитационно-архитектурном аттракционе, месте народных катаний, гуляний и прочего отдыха.
А как смотреть арт-научный гибрид - с какой точки, на каком расстоянии, каким образом с ним взаимодействовать (трогать, переключать), - посоветуют приставленные к каждому объекту информированные молодые люди. Так здесь принято.
На выставке только эффектные вещи вроде уходящего далеко вглубь иллюзорного колодца и завлекающего в несуществующую даль такого же фиктивного прохода. В пояснениях написано, что эти работы - White Utopia и Man Hole Ивана Наварро - из зеркал и лампочек есть «метафоры потери себя в бесконечном пространстве прошлого и будущего». Но так же можно сказать и про вереницу отражающихся друг в друге зеркал, которые встречаются в залах многих старых дворцов, но почему-то никто не находил печали в такой оптической хитрости.
Смысл всех десяти произведений пятой московской Lexus Hybrid Art в их зрелищности, на мой взгляд. Куратор выставки Богомир Дорингер чувствует глубже и тоньше, вдохновенно связывая все показанное - от феерической меняющей цвет и амплитуду «стоячей волны» (Space Time Helix Микелы Пелусио) до ностальгического видео Home Movies Джима Кэмпла. Первая работа необыкновенно красива - и всё, вторая действительно метафорична - на современном экране старую хронику можно рассмотреть только на большом расстоянии, ближе видишь лишь пиксельные пятна. Когда находишь точку, с которой надо смотреть в прошлое, оно радостно раскрывается перед тобой. Как-то так, попросту, но если говорить красиво, то все показанное - «коллективная фантазия о будущем в десяти эпизодах авторского вымысла, воплощенного средствами современных технологий».
Самая наукообразная работа - Mutual Wave Machine Сьюзен Диккер и Матиаса Острика из Института Марии Абрамович. Испытуемые зрители садятся в капсулу, где смотрят друг на друга и предаются общим воспоминаниям. Датчики, подключенные к ним и приборам, визуализируют работу мозга. Если получится, добровольцы арт-науки могут попытаться этот рисунок изменить, если вспомнят нечто совсем чувствительное или обнимутся. Капсула, конечно, очень эффектная, но зависимость деятельности головного мозга близких людей от их отношений фиксирует неразборчиво. Пожалуй, это единственное арт-создание на выставке, которое не произведет на детей никакого впечатления.
Lexus Hybrid Art не представляет шедевры нового визуального искусства, основанного на возможностях современных технологий, но от этого произведения не становятся менее интересными для самых разных зрителей. Главное, что им не должны быть важны в искусстве ни новые смыслы, ни социально-моральная озабоченность, ни политический пафос. Получили впечатление - и хорошо. Особенно хорошо, если безыдейное искусство смотришь в павильоне «Оптика» ВДНХ, построенном в 1939 году как павильон «Ленинград и Северо-Восток РСФСР». Реставрированные живописные панно в нем как раз представляют искусство осмысленное, позитивное, нацеленное в будущее. Образцово социалистическую живопись, «коллективную фантазию о будущем», невозможно разглядеть в темноте лексусного гибридного арта, только понять, насколько она мощная.