Герою фильма «Геракл» пришлось дорасти до собственного мифа
В «Геракле» (Hercules) режиссер Бретт Рэтнер, бывший рестлер Дуэйн Скала Джонсон и другие участники проекта показывают работу античных пиар-технологий и важность командной стратегииФильм начинается со сцены, в которой какой-то заморыш, подвешенный над копьем так, что оно вот-вот вонзится в причинное место, рассказывает мучителям небылицы про своего дядю Геракла, который сейчас придет и всем вломит. Злые люди глумятся и говорят, что в сказки не верят, но тут, понятно, появляется, поигрывая внушительными бицепсами, Геракл (Дуэйн Скала Джонсон). А с ним еще четыре человека - и вот это уже сюрприз.
Авторы «Геракла» не то чтобы ставят под сомнение легендарные двенадцать подвигов. Просто смотрят на них глазами веселых циников, которые знают, что на успешную публичную фигуру всегда работает слаженная команда, остающаяся в тени. Завалили Немейского льва впятером, но народу лучше сказать, что Геракл ему один пасть порвал. С другой стороны, когда герой бросает к ногам афинского царя (Джозеф Файнс) головы Лернейской гидры, выясняется, что они тоже человеческие, просто в страшных масках. Кругом вранье.
Раньше оно называлось мифом, сегодня - пиаром. Поэтому так важен сказитель (Рис Ричи), чью жизнь и мужскую честь спасают в самом начале. Он пресс-секретарь коллективного Геракла, понимающий, как максимально эффективно представить городу и миру сына Зевса, которого не под силу убить смертному. А то, что за спиной непобедимого героя работают снайперша-лучница (Ингрид Больсе Бердаль), искусный метатель ножей (Руфус Сьюэлл), берсерк с топорами (Аксель Хеннье) и жрец с копьем (Иэн Макшейн), афишировать не нужно. Жрец обладает даром предвидения, в частности утверждает, что информирован о дате собственной смерти, но это тоже просто повод для шуток о фатализме. В богов в этой Древней Греции никто особенно не верит. Ну и что вообще взять с людей, которые путаются в религии настолько, что утверждают, будто в царство Аида попадут лишь грешники и трусы, а герои, конечно, сразу в рай.
Хотя «Геракл» вовсе не пародия - для фильма с бюджетом в $100 млн это было бы самоубийством. И могучий Дуэйн Джонсон, вообще-то не лишенный комедийного таланта, играет фигуру не только крупногабаритную, но и драматическую (насколько это возможно в предлагаемых жанровых обстоятельствах). Его Геракл - жертва заговора и черного пиара, против которого бессилен даже племянник-сказитель. Обычно сочинители новейших голливудских пеплумов мало интересуются первоисточниками. Но сценаристы «Геракла», как ни странно, полистали «Легенды и мифы Древней Греции» и припомнили главному античному супергерою самый постыдный эпизод его биографии - убийство жены и детей в состоянии алкогольного опьянения и умственного помешательства. Гераклу - Джонсону часто снится по ночам этот ужас, после которого он был с позором изгнан из Афин, несмотря на все свои двенадцать подвигов. Теперь бывший победитель Немейского льва, Лернейской гидры и Эриманфского вепря, чистильщик Авгиевых конюшен, добытчик яблок Гесперид и проч. и проч. бродит со своими головорезами по всей Греции и нанимается на любую работу, требующую хороших боевых навыков. Как раз такие солдаты удачи нужны фракийскому царю Котису (Джон Хёрт), который опасается вторжения злодея по имени Резус (Тобиас Зантельман), в чьем войске, говорят, служат кентавры и даже демоны. Геракл устал, он хочет на покой. Но у царя есть красавица дочь (Ребекка Фергюсон), а у нее - маленький сын. И больная совесть (а также обещанное в награду золото) не дает Гераклу отказаться от предложения.
Основной сюжет «Геракла» напоминает, таким образом, «Семь самураев», классику из классики, не имеющую никакого отношения к древнегреческим легендам, зато благодаря «Великолепной семерке» прочно укорененную в американской киномифологии. Как опытные воины, Геракл и его команда начинают с инструктажа и повышения боевого духа фракийцев. А пиарщик-сказитель рекламирует разинувшим рты солдатам новейшее снаряжение под брендом «Двенадцать подвигов»: доспехи «из шкуры Эриманфского вепря» и «суперлегкие щиты из перьев стимфалийских птиц». Но когда дело доходит до боя, выясняется, что Резус-фактор во Фракии скорее положительный, чем отрицательный, и после этого поворота сценаристы с режиссером, к сожалению, бросают хулиганство: жанр большого голливудского пеплума требует пафоса, и надо его отработать.
А Бретт Рэтнер - постановщик, привыкший выполнять студийный заказ так же честно, как Геракл задания царей. И работы его так же разнообразны, как подвиги Геракла: триллер про Ганнибала Лектера («Красный дракон»), супергеройский комикс («Люди Икс. Последняя битва»), комедия с Джеки Чаном («Час пик», три штуки) и комедия с Беном Стиллером («Как украсть небоскреб»). Поэтому шутки шутками, но все боевые сцены (кровавые, но все же не как в «300 спартанцев») поставлены отменно, а финал у «Геракла» бронебойный, сделанный четко по шаблону. С моралью, что человек должен тянуться до собственного мифа, а также со свержением тиранов и кумиров, оправданием невиновных, торжеством спецэффектов и защитой женщин и детей - недаром ведь Дуэйна Джонсона на главную роль позвали, за ним как за каменной стеной.