Авиньонский фестиваль выдержал атаку профсоюзов

Профсоюзные протесты не сорвали Авиньонский театральный фестиваль, как это было в 2003 г. Но авиньонское лето - 2014 запомнится скорее скандалами, чем спектаклями
«Оливье Хто..?» - забастовщики встречают нового директора фестиваля Оливье Пи (Olivier Py)
«Оливье Хто..?» - забастовщики встречают нового директора фестиваля Оливье Пи (Olivier Py) / BORIS HORVAT / AFP

Сместить фокус от искусства к политике заставил конфликт между профсоюзами творческих работников и французским государством. Он обострился после подписания протокола от 22 марта 2014 г., который закрепил условия трудовых соглашений 2003 г. Профсоюзные забастовки лета 2003-го привели к отмене фестиваля. Сейчас до этого не дошло, но история во многом повторяется. И протесты опять пришлись на момент смены фестивального руководства. Фестиваль 2003 г. был последним для легендарного авиньонского директора Бернара Фэвра д'Арсье. Фестиваль 2014-го - первый для нового директора Оливье Пи, сменившего Ортанс Аршамбо и Венсана Бодрийе, которые писали историю Авиньона последних десяти лет.

Суть конфликта - в пересмотре особого режима труда, который существует во Франции для работников сцены. За ними законодательно закреплен статус intermettants du spectacle - этот термин трудно перевести на русский язык, он применяется в отношении как творческого коллектива (актеров, режиссеров, драматургов), так и технического персонала (звукорежиссеров, осветителей, бутафоров, монтировщиков и др.). Лишь немногие из них получают зарплату в финансируемых государством репертуарных театрах. Для большинства работа имеет сезонный характер: летом, когда большие фестивали в разных городах сменяют друг друга, приходится работать сверхурочно, потом много месяцев ждать новых контрактов. До 2003 г. достаточно было отработать 507 часов в течение 12 месяцев, чтобы не считаться безработным. В остальное время года «интермиттанты» могли рассчитывать на оплачиваемый отпуск. После 2003 г. эти 507 часов пришлось набирать за 10 месяцев. Для этого нужно заключать контракты один за другим. Проблема не в том, что артисты или монтировщики не хотят работать. Но количество контрактов ограничено, и, чтобы выполнить норму, нужно быть очень востребованным специалистом.

Новые условия существенно ухудшают положение персонала. Это касается не звезд, а именно актеров и техников среднего звена. Не вышедшего на сцену премьера можно заменить. А вот найти разом 280 квалифицированных технических специалистов, которые каждый год принимают в Авиньоне театральные коллективы со всего мира, почти невозможно. Решение о том, состоится ли спектакль, порой принимают путем голосования накануне монтажа декораций.

Со стороны повод для забастовок может показаться пустяковым. Но нужно понимать, что в 1970-1980 гг. во Франции было построено социальное государство, которое сегодня становится все труднее содержать. В 2003 г. левые были в оппозиции и критиковали Саркози и его «неолиберальное правительство с авторитарным уклоном». Теперь, оказавшись у власти, они не смогли справиться с той же самой ситуацией.

В 2003 г. фестиваль был отменен впервые за свою 56-летнюю историю. Легендарный авиньонский директор Бернар Фэвр д'Арсье (разумеется, левый, как большинство французских интеллектуалов) поддержал бастующих. После отмены июньских фестивалей в Монпелье, Марселе, Нанте и Ренне он лично пытался согласовать с министром культуры альтернативные условия трудовых соглашений, которые предлагали профсоюзы. Но государство не пошло на уступки. И в ночь с 9 на 10 июля 2003 г. Бернар Фэвр д'Арсье принял решение не проводить Авиньонский фестиваль, который был для него последним. На пресс-конференции у него дрожал голос. Многие из слушателей плакали.

Телерепортажи тех лет напоминают архивные кадры других протестов. Тысяча девятьсот шестьдесят восьмой год, огромная толпа в авиньонском монастыре Селестинцев, Ариана Мнушкина и Патрис Шеро выступают на митинге профсоюзов, объясняя, что забастовка самоубийственна для фестиваля. «Послушайте-ка мамашу», - бросает кто-то из толпы. «Да, мне уже немало лет», - с достоинством отвечает Мнушкина.

На свете не так много мест, где художник уровня Мнушкиной будет говорить один на один с недовольной толпой. В афише этого года есть спектакль «Май, июнь, июль» Кристиана Скиаретти. Он как раз построен вокруг театральных событий 1968 г., когда студенты сначала выгнали из «Одеона» великого Жан-Луи Барро, а потом чуть не устроили инфаркт основателю Авиньонского фестиваля Жану Вилару, бросая ему в лицо грубые и голословные обвинения. Хотя в программе фестиваля были Годар и Трюффо, балеты Мориса Бежара и спектакли пророков поколения хиппи американского Living Theatre.

Горячие события 2014 г. в основном пришлись на июнь и начало июля. Молчаливые шествия в Ля Рошеле и Арле, манифестации и публикации в газетах в Марселе и Экс-ан-Провансе (здесь каждый оперный спектакль предваряло короткое выступление с выражением солидарности с протестующими), сокращение программ и отмена фестивалей танца в Монпелье, митинг в поддержку профсоюзов у ворот «Комеди Франсез». Кульминацией стала отмена «Принца Гомбургского», который должен был открывать Авиньон 4 июля, и еще пяти спектаклей за первую неделю. Режиссер «Принца Гомбургского» Джорджо Барберио Корсетти говорит, что большинство актеров проголосовало за то, чтобы все-таки сыграть спектакль, но техники были против. Актеры японской версии «Махабхараты», представление которой не состоялось в бульбонском карьере, бесплатно показали отрывки спектакля на площади перед авиньонским «Пти пале». Пока Национальный центр статистических исследований сообщает о финансовых потерях в 138 000 евро (в 2003 г. они составили 2,8 млн евро, из которых 2,5 млн пришлось вернуть за купленные билеты).

Оливье Пи, как художник и гражданин, конечно, не мог не поддержать протестующих. Но ему также важно любой ценой не дать сорвать фестиваль в свой первый год на новом посту. Поле борьбы он призывает перенести с монтировочной площадки на арену муниципальной политики. Дело в том, что в самом Авиньоне стремительно набирают вес правые. На выборах 24 марта они получили 29,63% голосов - больше, чем коммунисты и социалисты. «Если мы отменим фестиваль, это будет 10 очков «Национальному фронту», - заявил Пи. В случае победы партии Мари Ле Пен в регионе он грозится перенести фестиваль в другой город. Прецедент есть: хореограф Анжелен Прельжокаж заслужил уважение коллег, покинув театр в Тулоне и отказавшись работать с новым правым региональным правительством.

Сегодня спектакли в Авиньоне идут по расписанию. Из сводчатых окон церквей и дворцов по-прежнему свешены баннеры с лозунгом «Красную карточку правительству». Многие носят приколотый к лацканам красный квадрат - он тут стал чем-то вроде белой ленты во время московских протестов.