На кинофестивале в Одессе культура побеждает политику
На открывшемся в Одессе 5-м международном кинофестивале культура побеждает политику: российские фильмы здесь встречают почти восторженноВряд ли кто-то, включая организаторов, решился бы назвать Одесский кинофестиваль в числе ведущих или самых влиятельных. Однако в этом году внимание к нему повышенное и внутри Украины, и со стороны других стран, и, разумеется, в самой Одессе. Это неудивительно: город еще не оправился - и вряд ли скоро оправится - от болевого шока событий 2 мая, и в глазах многих Одесса сегодня - горячая точка, куда не каждый решится сунуться. Фестиваль - ответ города этой фобии, которую так трудно преодолеть.
Здесь ощутима солидарность уже не политическая или национальная, но более высокая - культурная. Около тысячи журналистов для провинциального киносмотра - огромное число. Немаленькие залы переполнены публикой. Фильмы привезены со всех углов света, есть авторитетные международные гости: например, выдающийся британец Стивен Фрирз.
Россия тоже не осталась в стороне. В основной программе «Кино про Алексеева» Михаила Сегала и «Еще один год» Оксаны Бычковой (оба фильма встречены почти восторженно), в конкурсе предстоит показ «Звезды» Анны Меликян. Да и вообще, хотя над городом реют желто-синие флаги, антироссийские настроения почувствовать довольно сложно - например, все фильмы показываются с русскими субтитрами и без украинских.
Особое внимание, однако, уделено двум параллельным конкурсам - короткометражному и полнометражному - украинского кино: каждый из немногочисленных фильмов окружен любовью и теплом, хоть среди них вряд ли найдутся очевидные шедевры. Устроен и специальный показ далеко не нового фильма «Гамер» (2011) Олега Сенцова - все собранные деньги пойдут на помощь семье и гонорар адвокату молодого симферопольского режиссера, удерживаемого под стражей в Москве и обвиняемого в терроризме. Кроме того, здесь проводится специальная программа «Путь к свободе», в которую включены документальные фильмы, собранные по тематическому принципу: египетская «Площадь», румынский «Где ты, Бухарест?», российский «Pussy против Путина» и, конечно, ожидаемый с немалым трепетом «Майдан» Сергея Лозницы - монументальная летопись зимних киевских событий от одного из лучших в мире режиссеров неигрового кино. Сам Лозница заседает в международном жюри.
«Майданов», больших сборищ народа, Одесса, казалось бы, сейчас должна опасаться - и милиции в городе действительно больше обычного. Тем не менее самые эффектные события фестиваля проходят при скоплении многотысячной толпы в кинематографической Мекке города - на Потемкинской лестнице, которую знают по фильму Эйзенштейна даже те, кто никогда не бывал в Одессе. Здесь свободно и для всех показывают шедевры немого кино в сопровождении симфонического оркестра Театра оперы и балета.
В этом году при свете суперлуния крутили «Шантаж» 1929 г., близкий к совершенству фильм из лондонского периода Альфреда Хичкока: отреставрированную копию в Одессу привез представитель Британского киноинститута. Перипетии судьбы переменчивой блондинки, ненароком зарезавшей ухажера, одесская публика принимала не хуже, чем когда-то первые зрители. Сопереживали, смеялись, аплодировали, а когда на экране мелькнул в роли пассажира метро сам Хичкок, встретили его небольшой овацией.
Зрители в Одессе внимательные и пристрастные. Вряд ли та же Бычкова могла бы ожидать, что люди в зале встретят саркастическим хмыканьем новогоднюю речь Путина, звучащую в ее фильме за кадром, или будут громко хохотать в ответ на невинную реплику одного из персонажей «Я весь Крым исколесил». Но кино и свобода здесь соединяются на удивление органично, и это чувство освобождает от лишних политических обертонов. Недаром под занавес фестиваля приз за вклад в кинематограф вручат легендарной одесситке Кире Муратовой, вновь показав зрителям ее шедевр, «Астенический синдром». Фильм, в котором впервые в СССР в 1989-м прозвучал отныне запрещенный в России мат.