Пешие инспекторы борются с нарушителями правил парковки

Тряпки, диски, бумажки и другие уловки автовладельцев, не желающихплатить за парковку
Евгений Разумный
Евгений Разумный

Снимайте цепи, я владелец! - говорит молодой человек эвакуаторщикам, которые поднимают краном автомобиль Toyota в районе платной парковки на Цветном бульваре.

Он показывает им документы и искренне удивляется, что его машину решили забрать из-за бумажки, закрывающей номер:

- Так поступает большинство! Сначала я платил за парковку, но, когда за две недели у меня ушло пять тысяч, начал скрывать номер.

До конеца мая он ни разу не видел эвакуаторы на Цветном и не получал никаких штрафов. И это при том, что с марта по платным парковкам ходят инспекторы «Администратора московского парковочного пространства» (АМПП), задача которых - как раз находить таких хитрецов. Чтобы понять, чем занимаются пешие инспекторы, я решила провести с ними пару дней.

День первый

Мы встречаемся с инспекторами АМПП у фонтана возле станции «Новокузнецкая». Представившись, два Александра - блондин и брюнет - неловко прикрепляют большие прямоугольные жетоны к нагрудным карманам голубых рубашек.

- Многие автовладельцы, ничего не зная о нашей новой структуре, считают нас вредителями, которые покушаются на их собственность, - улыбается светловолосый Александр Микитенко. - А когда показываем удостоверения, говорят, что мы купили их в переходе.

Мы идем по Пятницкой в сторону Кремля, и руководитель двух Александров - начальник отдела контроля городских парковок АМПП Данила Данилов - рассказывает об их работе:

- Маршрут каждой группы должен занимать не больше 20 минут, а километраж - не больше 1,5 км. Инспектор фиксирует все нарушения на улично-дорожной сети: не только фото номеров потенциальных неплательщиков, но и неработающие паркоматы, сломанные знаки или трещины в асфальте - и отправляет их в центр. На каждую машину должно уходить не больше 30 секунд.

Микитенко замечает аккуратно нанесенную грязь на две буквы «о» на заднем номере машины. Он фотографирует передний чистый номер и тут же пытается послать снимок в центр. Но связи нет.

- Пока работаем в тестовом режиме, случаются накладки, - поясняет Данилов.

Сотрудник центра вызывает эвакуатор и инспектора ГИБДД, если машина стоит без оплаты минут сорок. То есть для этого он должен пройти свой маршрут хотя бы два-три раза и каждый раз передавать информацию о потенциальном нарушителе в центр. Но сейчас до эвакуатора дело не доходит.

- В штате всего 30 инспекторов, - говорит Данилов. - Поэтому, чтобы покрыть всю территорию платной парковки, маршрут каждого составляет 9 км. Они проходят его за 3,5-4 часа.

- То есть за один день инспектор успевает пройти по маршруту полтора раза?

Данила кивает. А Александры демонстрируют мне на Пятницкой все разнообразие уловок автовладельцев. Таксисты поднимают крышку багажника, на котором крепится номер. Кто-то вставляет в рамку номера бумажку или компакт-диск. Кто-то клеит на буквы малярный скотч. Кто-то прихлопывает крышкой багажника тряпку: она может закрыть табличку и просто так ее не вытащить. Ну а некоторые просто снимают номера.

- Мы не в праве ничего трогать, ведь эти бумажки чья-то собственность, - говорит Микитенко.

День второй

На следующий день около 9 утра мы подходим к бизнес-центру «Аврора» на Садовнической набережной.

- О, «Ягуар»! - радуется Микитенко серебристой машине. - Смотрите, сейчас на номере появится бумажка.

Из машины выходит брюнет и неспешно вставляет в рамку номера бумажку.

- А вы знаете, что инспекторы сейчас сфотографируют номер вашей машины, чтобы проверить, платите ли вы за парковку?

- Что, стоит перепарковаться?

- Не знаю. Вам штрафы-то не приходят?

- Нет.

- А когда ввели платную парковку, вы не пытались платить или пересесть на метро?

- Платить дорого, в метро некомфортно. Зачем тогда я машину покупал?

Он недоуменно смотрит на меня, а потом уезжает, так и не сняв бумажку.

- Это же лишение прав! - кричит вслед Микитенко. - Нельзя передвигаться на автомобиле с нечитаемыми номерами.

Возле нас останавливается Mazda 3. Накачанный блондин со стрижкой бобриком деловито откручивает задний номер и кладет его в багажник.

- Извините, а зачем вы сняли номер?

Блондин оборачивается к нам, видит фотокамеру, и глаза его белеют.

- Убери фотоаппарат! - бросается он на фотографа.

Фотограф отскакивает, блондин вынимает телефон трясущимися руками, нажимает несколько кнопок и показывает экран Микитенко:

- Вот! Смотри! Заплатил! Видал?

И быстро заходит в здание.

- Как же мы пропустили «Фольксваген Тигуан»! - замечает Микитенко следующего знакомца. - Всегда номер закрыт тряпкой из багажника.

Мы подходим к Tiguan.

- В чем дело? - тут же появляется молодой мужчина в черном.

- Почему номер тряпкой закрыт? - спрашивает Микитенко.

- Может, случайно из багажника свесилась?

- Каждый день случайно свешивается?

Мужчина довольно улыбается. Он интересуется, стоит ли ждать штрафа.

- Пока мы работаем в тестовом режиме, наша функция - собирать информацию и разъяснять правила, - отвечает Микитенко.

- А когда штрафы приходить начнут?

- Пока нет информации.

- Ладно, с учетом нескольких месяцев экономии не жалко и штраф оплатить.

Он уходит, а я спрашиваю, в чем смысл таких разъяснений, если нарушители и так все прекрасно знают.

- Не все люди такие, - отвечает Микитенко. - Когда мы первый раз пришли к бизнес-центру, больше половины номеров были закрыты. Сейчас сами видите - не больше трети.

Тут Микитенко предлагает:

- А давайте сходим к Десятому арбитражному апелляционному суду. Впечатляет, когда судьи, которые, по идее, должны олицетворять закон, закрывают номера дисками и бумажками.

Мы идем и видим, что половина машин с пропусками суда стоят на платной парковке с закрытыми номерами.

- Знаете, что стоите под знаком, запрещающим остановку? - спрашивает Микитенко водителя с пропуском «Росреестра» под лобовым стеклом.

- Да. И че?

Микитенко вежливо улыбается и уходит. Скорее бы уж они вышли из тестового режима.