В Третьяковке открылась выставка архитектурной графики XVIII-XXI веков

В экспозиции около 200 работ из Фонда Сергея Чобана в Берлине и московских частных собраний
А. Бенуа. Венецианский праздник XVI века. Эскиз декорации к инсценировке музыки К. Дебюсси «Fetes Veniciennes». 1912
А. Бенуа. Венецианский праздник XVI века. Эскиз декорации к инсценировке музыки К. Дебюсси «Fetes Veniciennes». 1912

Архитектура Италии была и остается точкой профессионального отсчета для многих художников и архитекторов. Именно ее всепроникающей особенности посвящена выставка архитектурной графики XVIII-XXI веков «Только Италия!», которая открывается в Третьяковской галерее. Всего в экспозиции около 200 работ из коллекции галереи, Фонда Сергея Чобана в Берлине и московских частных собраний.

Одним из первых российских архитекторов, поехавших в Италию совершенствовать мастерство, стал Василий Баженов. Как особо отличившемуся ученику, Академия художеств выделила ему пенсию, которая позволила ему поработать в Париже и затем Риме. Баженов много рисовал Рим; в его графических листах - например, в акварели «Итальянский вид. Рим» (1762-1764) из собрания Третьяковки - чувствуется неприкрытая страсть к монументальности. Именно монументальность ансамбля собора Святого Петра послужит ему основой для мегаломанского проекта Кремлевского дворца, к созданию которого Баженов приступил по указу Екатерины II по возвращении из Италии. В проекте можно обнаружить конкретные отсылки к архитектуре, увиденной в Риме, - фасад с колоннадой ионического ордера, форум для собраний, овальная площадь с амфитеатром. Дворец, который должен был стать архитектурным проявлением идеи «Москва - третий Рим» и положить конец соперничеству Москвы и Петербурга, так и остался невоплощенной мечтой.

На Бориса Иофана, автора Дома на набережной и многих других проектов, визит в Италию оказал решающее влияние. Он приехал сюда накануне Первой мировой войны, начал учиться, а потом работать в мастерской известного римского мастера Армандо Бразини. За девять лет, что Иофан провел в Италии, он выполнил множество построек (например, несколько жилых домов в Риме, электростанция в Тиволи) и привез обширную коллекцию эскизов. Впрочем, рисовать Италию он продолжал и после возвращения в Советский Союз - во времена расцвета соцреализма, он показывает нам потаенные уголки Рима и весьма поэтические пейзажи других итальянских городов. На выставке можно увидеть рисунок 1934 года с излюбленным художниками всех времен видом на церковь Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции. Иофана не особенно интересуют детали архитектуры самой базилики, кажется, ему гораздо важнее было показать изящество возвышающейся над Гранд-канале церкви. На голубой воде толпятся черные гондолы, силуэт дома прорисован вплоть до кирпичика, а прозрачная церковь, лишь намеченная штрихами, как будто растворяется в воздухе.

Разница в характере рисунков Баженова и Иофана очевидна и объясняется тем, что с середины XIX века архитекторы начинают приезжать в Италию как туристы. Теперь в центре внимания не столько архитектурные штудии, сколько впечатления. Кроме того, к итальянским памятникам все чаще обращаются художники, превращая архитектуру в фантазию. Так, воображаемый венецианский дворик, заполненный людьми в красочных костюмах, создает Александр Бенуа - город превращается у него в декорацию к непоставленному балету на музыку Клода Дебюсси «Венецианский праздник». На выставке можно увидеть и акварель Ирины Затуловской, выполненную в Сиене в 1998 году. Ее как будто рисовал ребенок, но благодаря необычной форме и яркому цвету знаменитая городская площадь навсегда остается в памяти.

18 апреля - 27 июля, Лаврушинский пер., 12.