«Цифровая душа» впервые будет продана с аукциона
Кто покупает личные данные в сети и сколько стоит профайл обычного человека«Информация, собираемая онлайн-сервисами, является очень ценной, поскольку позволяет лучше таргетировать рекламу, оптимизировать расходы на нее, повышать ее эффективность (конверсию). Ценность представляет обобщенная информация в виде Big Data, но не данные отдельного человека, если только это не публичная персона», - уточняет эксперт MForum Analytics Алексей Бойко.
Житель Нью-Йорка придумал такой способ заработка: предоставление доступа ко всей его цифровой жизни посуточно - за два доллара в день
В онлайн-пространстве выражение «продать душу» приобретает новый, почти буквальный смысл. Нидерландский студент Шон Буклес выставил на аукцион свое виртуальное альтер эго: содержание всех своих писем, чатов и бесед в соцсетях, домашний адрес и точные координаты. Также он готов предоставить виртуальному хозяину информацию о своем местоположении, медицинские документы, все пароли, доступ к календарю, архиву всех постов, историю своего браузера и прочие радости. Дьявольская идея посетила студента после того, как он увидел на местном телеканале фильм Tegenlicht, в котором рассказывалось, что некоторые компании готовы покупать личные данные пользователей интернета. Аукцион Буклес собирается провести 12 апреля, а в настоящее время активно раздает интервью западным медиа.
В истории есть один неприятный этический момент. Буклес, давая согласие на продажу переписки, может подставить своих собеседников в интернете, ведь конфиденциальная информация о них тоже окажется в распоряжении покупателя. Буклес это понимает и утверждает, что обсудит с потенциальным покупателем все спорные моменты. «Одно из условий - продажа только моей частной жизни. Я консультируюсь с адвокатом. И конечно, сообщу своим контактам, что наши с ними разговоры могут быть открыты третьим лицам», - говорит он в интервью британской версии журнала Wired.
Буклес не первый, кому пришла в голову идея продавать личные данные. В 2013 году житель Нью-Йорка Федерико Занье заявил: ему надоело, что рекламщики пользуются информацией, собранной о нем Google, Facebook, Foursquare и другими сервисами, бесплатно. «Я сижу в интернете часами. А те, кто собирает информацию обо мне, получают прибыль», - возмущался он в соцсети Цукерберга. И придумал другой способ заработка: предоставление доступа ко всей его цифровой жизни посуточно - за $2 в день.
На российские деньги выходит негусто: чуть больше 2 тыс. в месяц. Впрочем, тут не только желание заработать. Буклес, например, хочет своим поступком привлечь внимание общественности к вопросам конфиденциальности: мол, большинство людей относится к собственной информационной безопасности слишком беспечно. «Я хочу сам решать, какую информацию могут знать IT-компании, а какую - нет», - заявляет он.
Все под колпаком
Действительно, за интернет-обитателями следят практически все IT-гиганты: и Google, и Facebook, и все картографические и социальные сервисы. Недавно выяснилось, что Google будет собирать даже данные о физическом посещении человеком тех или иных магазинов с помощью специального шпионского ПО на Android. А владелец айфона под ником Glarznak рассказал участникам форума Reddit и вовсе чудовищную историю. Он отправился в путешествие и забыл дома шнур для зарядки смартфона. Вернувшись домой четыре дня спустя и включив айфон, он обнаружил, что тот и в выключенном состоянии записывал все его передвижения.
Впрочем, представители социальных сервисов утверждают, что аккуратно обращаются с чужими данными. «Нам очевидно - если у людей не будет понимания того, что контроль над их данными принадлежит только им, они не будут с уверенностью заходить на фейсбук. Именно поэтому все, что мы предлагаем, сопровождается простыми настройками доступа», - заявили «Пятнице» в российском офисе Facebook. «Определенный контент или свою страницу можно удалить в любое время. Это значит, что данный контент будет полностью стерт с наших серверов», - объясняют в компании.
Почем данные
Беспечность, с которой обитатели сетей относятся к своим конфиденциальным данным, поражает. Специалисты из антивирусной компании ESET утверждают, что 21% пользователей российских онлайн-ресурсов никогда не обновляет пароли от электронных почтовых ящиков, аккаунтов в социальных сетях или «облачных» сервисов. В то время как жители Европы уже постепенно осознают: IT-гиганты знают о них слишком много.
Несколько лет назад австрийский студент Макс Шремс потребовал от Facebook предоставить ему все данные, которые о нем хранит социальная сеть. После долгих препирательств администрация таки пошла ему на уступки и выслала по почте CD, содержащий файл PDF в 1222 страницы. Здесь была и информация о его трудоустройстве, и детали личной жизни, и вся переписка, и даже удаленные Шремсом фотографии с точным указанием координат, где они были сделаны.
Или вот история. Немецкий политик, член партии «зеленых» Мальте Шпиц потребовал у Deutsche Telekom информацию, которую собрал оператор о нем за последние полгода. Те прислали ему файл длиной в 36 тыс. строк. ПО, работающее на оператора, записывало, в какие дни Шпитц ездил за город, с кем и когда разговаривал и даже когда обычно приезжал на работу, когда - покидал офис и когда обедал.
Банк JPMorgan Chase даже подсчитал стоимость этой информации. По расчетам аналитиков, данные одного клиента Facebook стоят $4, одного пользователя Google - $24. Это их стоимость непосредственно для компаний. А как оценить стоимость своих конфиденциальных данных? Интересный калькулятор предлагает Financial Times. Журналисты утверждают, что ценность данных человека для маркетологов зависит от его материального статуса. Если тот не женат и не владеет никакой недвижимостью, его профайл стоит всего лишь порядка 20 центов. Сведения о состоятельном гражданине - до $1. Люди, страдающие хроническими заболеваниями, потенциальные пациенты частных медицинских клиник оцениваются в 26 центов. Данные корреспондента «Пятницы» калькулятор FT оценил в 24 цента.
Примите меры
Последуют ли другие вслед за Буклесом и начнут ли торговать информацией о себе при таких низких расценках? Алексей Бойко уверен, что пока интернетчики могут рассчитывать только на «бонусы, льготы и дополнительные опции»: если IT-гигантам законодательно запретят слежку за потребителями, они будут призывать их к сотрудничеству в обмен на какие-то дополнительные опции своих сервисов.
При этом эксперты ожидают, что в будущем конфиденциальность в сети начнет постепенно испаряться. «Интернет изначально не предусматривал защиты данных, и от этого никуда не деться. Интернет-индустрия движется в направлении роста оборотов, а чем выше обороты и дальше состав акционеров от группы основателей компаний, тем более склонны компании идти навстречу регуляторам. Не следует обманывать себя относительно степени своей privacy в сети. Это была замечательная возможность, приятная, как чистый пляж на непопулярном курорте», - резюмирует аналитик «Финама» Анатолий Вакуленко.
Куда правильнее - принять меры для повышения уровня собственной конфиденциальности в интернете. Но на практике сделать это не так просто. Андрей Прозоров, ведущий эксперт компании InfoWatch по информационной безопасности, считает, что «не все даже понимают возможные угрозы и риски». «Необходимо обучать людей, повышать их осведомленность. Особенно это важно делать для наиболее уязвимых категорий граждан - детей и лиц пожилого возраста», - утверждает он. Аркадий Прокудин, заместитель руководителя Центра компетенции информационной безопасности компании «АйТи», предлагает запомнить главное правило: «Если вы хотите, чтобы важная информация не «утекла», не создавайте ее в электронном виде и не храните в сети».