В Москве открывается выставка Гордона Паркса

На ретроспективе покажут самые известные работы знаменитого фотожурналиста
Без названия. Гарлем, Нью-Йорк. 1948
Без названия. Гарлем, Нью-Йорк. 1948

Американская готика. Вашингтон, округ Колумбия. 1942

Паркс, чья выставка «Американская история» пройдет в рамках московской Фотобиеннале, был первым во многом. Первым афроамериканцем, ставшим штатным фотокором влиятельного журнала Life. Первым, кому удалось снять и опубликовать фотоисторию о гарлемских бандах середины прошлого века. Первым афроамериканцем, добившимся успеха в Голливуде в качестве режиссера и сценариста фильма.

А первым снимком, благодаря которому Паркс начал стремительное движение вверх, стала «Американская готика» 1942 года. Название Паркс позаимствовал у известной картины Гранта Вуда, ставшей, вопреки намерениям художника, антисимволом cельского Среднего Запада. Фотография же Паркса оказалась символом безо всяких приставок. Она показывала неприглядные стороны американ­ского общества: на снимке изображена темнокожая Элла Уотсон, уборщица в одном из правительственных учреждений Вашингтона. Композиция этой фотографии проста, но каждый ее элемент делает очевидным послание Паркса, который хочет рассказать о социальном неравенстве и дискриминации темнокожих в США середины ХХ века. Швабра и метла, которые держит в руках Элла, превращаются в символы низкооплачиваемой, неуважаемой работы, единственно доступной для афроамериканцев; слегка опущенная голова и понурый устремленный в объектив взгляд - в проявление бесконечного терпения и смирения; наконец, гигантский флаг США на заднем плане - в символ несуществующей мечты о свободе и равных возможностях в крайне сегрегированном обществе. «Американская готика» - лишь один из целой серии снимков, сделанных Парксом по заданию Farm Security Administration (учрежденная Рузвельтом организация по борьбе с бедностью в сельских регионах США). Многие из них покажут на выставке.

В экспозиции можно будет увидеть и еще одну знаменитую серию, повествующую о жизни в бандитском Гарлеме. Главным героем фотоэссе стал лидер одной из банд Леонард Джексон. Однако Паркса интересовала не столько криминальная сторона жизни района, сколько его повседневность. Снимки с драками или похоронами местных донов теряются здесь среди фотографий урбанистических пейзажей опутанного бельевыми веревками Гарлема и портретов его жителей. Они работают, гуляют, страдают от проявлений расизма, но и веселятся, как, например, на снимке, где толпа ребят купается в струях воды, бьющей из сломанного пожарного крана. Эссе было опубликовано на страницах Life в 1948 году, и именно после этой публикации Паркс стал штатным фотографом журнала. Он неоднократно возвращался к Гарлему в своих работах, а позже сделал портреты ключевых фигур движения против расизма и дискриминации афроамериканцев: Мартина Лютера Кинга, Малкольма Икса, Мохаммеда Али.

Вместе с тем Паркс делал для Life снимки, не имеющие никакого отношения к острым вопросам современности. Например, репортаж с острова Стромболи, ставшего местом действия фильма Роберто Росселлини «Стромболи, земля Божья». Есть в послужном списке Паркса и съемки для модных журналов (в том числе Vogue), в которых проявилось новаторство его подхода к фэшн-фотографии. Он часто выбирал городские улицы в качестве фона, делал групповые портреты, причем камера Паркса заставала моделей за каким-нибудь занятием. Они не просто позировали в изысканных нарядах, но ждали автобуса, разговаривали, разглядывали что-то в витрине магазина и даже зевали, как на снимке «Модели с короткими стрижками». Зевать на выставке в Новом Манеже точно не придется.

22 марта - 20 апреля, mamm-mdf.ru