Сергей Медведев: Переход на капслок
«Ты кто такой?» - главный русский вопросПроблема в том, что главным вопросом русской жизни является: «Ты кто такой?» Идет постоянное выяснение отношений и статусов
Пару недель назад я говорил со своим давним знакомым, китаеведом и философом Владимиром Малявиным. Он уже 20 лет живет и преподает на Тайване (или политкорректно говорить «в Тайване»?), переводит на русский Лао-цзы и Чжуан-цзы и стал пятнадцатым иностранцем, получившим там за особые заслуги почетный постоянный вид на жительство, то есть является человеком, который одинаково хорошо понимает Россию и Китай - настолько, насколько их вообще можно понимать. Меня волновал главный вопрос: почему у Китая получается проводить реформы, планировать на тридцать лет вперед и строить фантастическую железную дорогу через Тибет в Лхасу за 3 млрд долларов, а у нас нулевой рост, коррупция и дорога Адлер - Красная Поляна за 10 млрд?
Ответ его был по-даосски прост: проблема в том, что главным вопросом русской жизни является «Ты кто такой?» (раньше спросили бы: «Ты меня уважаешь?»), идет постоянное выяснение отношений и статусов. А в Китае пространство коммуникации построено так, что никто не выясняет отношений, и остается только объективная необходимость делания общего дела. В итоге китайцам проще кооперироваться и строить стратегии, основанные на коммуникации.
Я для себя это иллюстрирую привычками езды там и тут. На дорогах России идет гоббсовская война всех против всех, автомобилисты ежесекундно меряются моторами, марками и ценниками машин. Господствует принцип You are what you drive, и горе нарушившему иерархию статусов! Он будет отжат с полосы и примерно наказан. Резкие маневры, подсечки, обгоны - ничто не должно сойти с рук обидчику, и выяснение отношений превращается в гонки, вплоть до столкновений и разборок с использованием тяжелых предметов. Напротив, в китайском трафике, на первый взгляд хаотичном, с тучами велосипедов и мотоциклов, все предельно вежливы и аккуратны. В результате в обычный московский день я вижу на улицах до десятка мелких и средних аварий (и сопутствующих им пробок), а за неделю жизни в Пекине я не видел ни одной.
Тот же самый кризис коммуникации постиг наши социальные сети, где на форумах и в комментариях поиск ответов и умение слушать собеседника давно уступили место выяснению отношений с моментальным переходом на капслок, оскорбления и личности. Особенно в последнее время кажется, что основным продуктом, производимым в соцсетях, является не информация, а эмоция, и эта эмоция - ненависть, потому все большее количество новостных порталов отключает функцию комментариев.
Это я все к чему: то, что происходит сейчас с Украиной и Крымом, это никакая не геополитика, а типичное мерение статусами. Сначала с Киевом: пацана на «девятке» некрасиво подрезали, заставили притормозить. И он сжимает зубы, бьет по газам и, тарахтя двухведерным глушителем, выезжает на встречную, чтобы догнать и наказать обидчика, чтобы сохранить авторитет. А затем начинается разборка с Западом: то, что происходит сейчас между нами, больше всего похоже на классическую «пробивку на слабо»: ты кто такой? ты с какого раёна? ты чё такой борзый? мобилу дай позвонить?
Все это, к сожалению, остается на уровне чисто пацанского «базара», а разговор о стратегиях и долгосрочных планах придется, как и прежде, оставить невозмутимым китайцам.
Автор - профессор Высшей школы экономики