В Большом впервые станцуют «Даму с камелиями»
Эта премьера станет второй попыткой театра доказать, что он может всеБалет Джона Ноймайера на музыку Фридерика Шопена - второй шанс главного театра страны. Шанс доказать, что сложная, витая, изматывающая хореография гамбургского неоклассика ему под силу.
Хореограф Джон Ноймайер
Эта премьера - второй шанс главного театра страны. Шанс доказать, что сложная, витая хореография Джона Ноймайера ему доступна
Первый шанс был девять лет назад: в декабре 2004 года театр превратил один из главных ноймайеровских спектаклей, «Сон в летнюю ночь», в зрелище мучительное и обидное. Тогда все пошло не так: всерьез заболел сам мэтр и не смог проконтролировать даже распределение ролей, а не только репетиционный процесс, на Большой свалилась эпидемия гриппа, и народ зачастую выходил танцевать с высокой температурой. Отработав положенные по контракту спектакли, театр попытался забыть тот «Сон», а Ноймайер, увидев результаты работы, постарался забыть этот театр. Большому было обидно: для Мариинки гамбургский худрук, один из «тройки гениев ХХ века» (Бежар, Килиан, Ноймайер), поставил отличный вечер одноактных балетов, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко уговорил балетмейстера продать ему сначала «Чайку», а затем «Русалочку» (и не только толково выучил их, но сумел поддерживать качество во все время проката).
Теперь должен быть реванш, должен быть сданный непременно с триумфом экзамен, - так что «Дама с камелиями» станет не просто очередной премьерой, но спектаклем, в котором Большой попытается доказать, что он таки может все. Ну или плюнет и скажет: не очень-то и хотелось.
Придуманную Александром Дюма-сыном историю куртизанки, что любила, да не вышла замуж, потому что гордая была, Ноймайер превратил в балет еще в 1978 году. Сначала спектакль был поставлен в Штутгарте - так Ноймайер, начинавший в этой труппе, а к тому моменту уже получивший свой театр, почтил память рано умершего штутгартского худрука, Джона Крэнко. Затем балет был перенесен в Гамбург и Париж - и стал предметом вожделения всех балерин мира, желающих станцевать и сыграть эту трагическую историю, а также уверенных в себе танцовщиков - ибо балет нашпигован сложнейшими и красивейшими поддержками.
Действие спектакля происходит в двух временных пластах. В одном из них Маргарита (именно так звали героиню романа; в Виолетту ее превратил либреттист оперы «Травиата», сочиненной на этот сюжет) уже мертва. Жалкое имущество погибшей из-за чахотки куртизанки распродается на аукционе, а рядом с аукционным объявлением мается герой, Арман Дюваль, всплескивая руками и рыдая. Во «втором времени» идут его воспоминания о знакомстве, влюбленности и вынужденном (по требованию отца) разрыве с героиней - основной массив танцев, где нашлось место и эффектным бальным сценам, и загородной идиллии, куда увез из Парижа свою возлюбленную Арман, и отчаянному выяснению отношений. Кульминации в каждом из трех актов балета - знаменитые дуэты, которые по всему миру часто исполняют и в концертах, - они настолько психологически проработаны и танцы в них выстроены так изобретательно, что каждый из них превращается в мини-спектакль.
От романа Александра Дюма-сына и «Травиаты» эта «Дама с камелиями» отличается наличием «театра в театре»: Маргарита и Арман на сцене смотрят представление о Манон Леско и кавалере де Грие (также балетное, разумеется). В версии Ноймайера Манон - вульгарная продажная девица, погубившая искреннего поклонника; эта Манон становится кошмаром Маргариты, она боится быть похожей на нее, погубить карьеру возлюбленного и потому сама уничтожает свое счастье. Эффект «зеркала» всегда театрален - а в балетном спектакле еще и дает шанс блеснуть не только балеринам и премьерам, но и стоящим ниже по служебной лестнице солистам, которым удается заполучить небольшую роль.
Впрочем, на момент подписания номера в печать официальный каст еще не объявлен. А доносящиеся из театра слухи говорят лишь о «главной паре». В день премьеры, вероятно, Маргаритой станет Светлана Захарова, Арманом же - Эдвин Ревазов (гамбургский премьер, специально выписанный из родного театра). В следующих спектаклях можно ожидать дуэты Ольги Смирновой и Артема Овчаренко, а также Евгении Образцовой и Владислава Лантратова.
20-23, 25 марта, bolshoi.ru.