Градозащитники объединяются в общероссийское движение

Теперь у них появится координационный совет, общая база данных и сайт
Д.Новожилов
Д.Новожилов

А вот в Казани активисты, начав с конфликта, нашли общий язык с властью. 121 стройка в центре была приостановлена

В начале марта участники градозащитных движений из 32 городов приехали в Москву на первый съезд. Больше сотни человек два дня подряд рассказывали о себе и обсуждали проблемные темы, чтобы выработать общую декларацию.

- Мы начинались как интернет-энциклопедия о родовых селах и объектах культуры Северной Осетии, - говорит руководитель проекта «Потерянная Осетия» Алина Акоефф. - Но поездив по вымершим селам, мы обнаружили много памятников, которые или нигде не значились, или значились, но были в жутком состоянии. Пришлось выйти в офлайн и начать спасать.

- В Перми нас полтора человека, поэтому мы подходим к делу рационально, - объясняет член городской комиссии по землепользованию и застройке Денис Галицкий. - За каждый случай сноса мы не беремся, а если предмет охраны очевиден даже обывателю, подключаемся.

- Одновременно с губернатором Шанцевым в Нижний Новгород пришли московские инвесторы, которые начали хищнически осваивать исторический центр города, - рассказывает активист движения «СпасГрад» Анна Давыдова. - Так началась конфронтация между застройщиками, которых поддерживает власть, и градозащитниками.

А вот в Казани активисты, начав с конфликта, нашли общий язык с властью. Более того, блогер и активистка Олеся Балтусова стала помощником президента Татарстана по вопросам сохранения объектов культурного наследия. Это случилось после того, как Олеся публично пригласила нового президента республики в 2011 году на ее экскурсию по перестраиваемому центру города. Минниханов пришел. 121 стройка в центре была приостановлена. Потом специально созданная межведомственная комиссия решала, какие из них продолжить, а какие и вовсе прекратить. Теперь исторические здания в Казани не только сносят, но и реставрируют.

Хотя ситуации в регионах разные, проблемы у градозащитников похожи. Когда разговор заходит о качестве культурно-исторических экспертиз, в зале начинается бурная дискуссия на час: у многих есть негативный опыт и представления о том, как исправить ситуацию. Денис Галицкий рассказывает анекдот о своей тяжбе с администрацией города Березники. Чиновники решили переделать памятник конструктивизма кинотеатр «Авангард» в театр: уменьшить зал, пристроить сверху сценическую коробку - в общем, серьезно изменить не только внутренний, но и внешний облик здания.

- Они представили экспертное заключение, - говорит Галицкий, - суть которого такова. Поскольку для конструктивистов функция зданий первична, а форма вторична, то перестройка этого исторического памятника ради нового содержания как раз соответствует замыслу его авторов-конструктивистов.

Председатель ростовского областного отделения ВООПиК Александр Кожин расстраивается, что общественный совет при местной администрации - фикция, и надо бы сообща придумать, как заставить взаимодействовать разные ветви власти, общественные организации, экспертов и собственников.

- Недавно мы уговорили владельца части здания XIX века в центре города не менять роскошную, но ветхую дверь, а отреставрировать ее, - рассказывает Кожин. - Он за большие деньги отреставрировал, а соседи тут же пожаловались в прокуратуру: мол, работает без разрешения. Мы пришли в наше Министерство культуры и попросили поддержать его. А в ответ услышали: вы сделали хорошее дело, но мы обязаны отреагировать на жалобу, поэтому все, что можем сделать, - выписать минимальный штраф за реставрацию без разрешения.

Участники съезда договорились создать координационный совет, общую базу данных и сайт, а вот к общему мнению по всем пунктам совместного заявления так и не пришли. «Работа над декларацией показала, насколько актуальна для градозащитных движений России потребность встречаться, делиться опытом, сближать позиции по ключевым вопросам нашей борьбы, - говорит координатор московского «Архнадзора» Рустам Рахматуллин. - Сейчас мы находимся в стадии разработки послания друг к другу, и это очень полезно».

Новое движение уже сделало два заявления: против демонтажа Шуховской башни (направлено премьер-министру РФ) и против поправок, которые вносит на рассмотрение Госдумы РФ Алтайское краевое заксобрание: если их примут, станет проще снять охранный статус с памятников регионального и местного значения (направлено в Федеральное собрание РФ).