В Китае набирает популярность лайф-коучинг, или “уроки успеха”

Но пока фантастические прибыли получают преимущественно новоявленные мотивационные гуру
ALAMY
ALAMY / ALLOVER-PRESS

В Китае набирает популярность лайф-коучинг, или “уроки успеха”. Люди хотят преуспеть, но пока фантастические прибыли получают преимущественно новоявленные мотивационные гуру. Почему?

В чем разница между бедными и богатыми? - вопрошает Цзи Цзяньцзин, невысокий худой мужчина в больших очках, расхаживая по сцене и отражая пробором свет софитов. И тут же сам отвечает: -

В манере мыслить! Я прав?“

“Прав!” - орет полуторатысячный зал, вскидывая вверх руки. Цзяньцзин издает свой фирменный клич: “Oh-ooo-oh, yes!” Потом на минуту останавливается, выдерживает драматическую паузу и, зная, какой эффект сейчас произведет, произносит: “Своим упорным трудом мы превратим Китай в мощнейшую сверхдержаву!” Зал взрывается восторженными криками.

Так начинается мотивационный семинар в Сучжоу на востоке Китая. Целых три дня Цзи и еще восемь ораторов, сменяя друг друга, будут вбивать в головы слушателей истины о том, как добиться продвижения по службе, стать лидером, обрести надежных партнеров, воспитать детей и, самое главное, заработать.

Лайф-коучинг - это большой бизнес, особенно в США. Китай в нем пока новичок: мотивационные семинары и соответствующая литература начали появляться здесь всего 15 лет назад. Но, как и в других сферах экономики и общественной жизни, страна быстро наверстывает упущенное. “Уроки успеха”, как их называют в Китае, сейчас на пике популярности. Они собирают полные залы и приносят немыслимые прибыли звездам мотиваторского искусства. Их довольно примитивные меркантильные посылы идеально вписываются в идеологию быстрого обогащения, захлестнувшую Китай после краха маоизма в конце 1970-х. “Для многих китайцев успех измеряется прежде всего тем, насколько у них лучше образование, выше уровень доходов, дороже машина или больше дом по сравнению с их родителями”, - говорит Джо Ласби, директор китайского представительства издательства Penguin Вooks.

Появлением “уроков успеха” Китай обязан Чэню Аньчжи, уроженцу провинции Фуцзянь, который в начале 1980-х годов в возрасте 14 лет переехал в США. В Калифорнии, где он поселился, Чэнь торговал чем только мог - от кухонных ножей до автомобилей, но богатства не нажил. Его постоянно преследовали неудачи, пока однажды друг не привел его на лекцию Тони Роббинса, мотивационного гуру с массой последователей. Чэнь начал изучать его метод, особенно в части позитивного мышления, а потом сам стал преподавать эту науку, только по-китайски. “Я чувствовал, что мои лекции нужны людям, но даже не подозревал, что они окажутся так популярны, - говорит Чэнь Аньчжи. - Кто бы мог подумать, что столько китайцев нуждаются в помощи!”

За семинар в Сучжоу каждый из слушателей выложил по 3000 юаней (310 фунтов, или $500). В перерыве люди со всех ног несутся к книжным ларькам и пачками скупают книги по саморазвитию, а после занятий окружают сцену и тянут лектору свои банковские карточки, чтобы записаться на следующий тренинг.

...Зал забит до отказа, приходится ставить дополнительные стулья. Пульсирующие ритмы музыки техно заводят зал. Иногда перед выступлениями на сцену выходит охранник Чэня - Ланцзы, крупный молодой человек чуть старше двадцати лет. Он очень похож на PSY, популярного певца из Южной Кореи, и разогревает публику танцем под песню Gangnam Style, которую PSY сочинил. Ланцзы танцует так виртуозно, что зал ревет от удовольствия.

В первом ряду с краю сидит Чэнь Говэй, производитель дверных ковриков с приветственной надписью для офисов и гостиниц, приехавший на семинар с юга Китая. На коленях у него лежат кожаная борсетка, любимый аксессуар китайских бизнесменов, и яркий каталог изделий его фабрики. Он внимает гуру с благоговейным восторгом и старательно записывает лекцию в блокнот.

Выступление Чэня Аньчжи он слушает впервые, но на “уроках успеха” бывает регулярно. “Я освоил приемы торговли, научился управлять производством, но у меня нет образования, поэтому мне всегда казалось, что я занимаю низкое положение в обществе. Благодаря мотивационным семинарам моя самооценка повысилась, и теперь я на равных общаюсь с представителями крупных компаний”, - рассказывает Чэнь Говэй. “Китай пережил слишком бурное развитие, - объясняет Сян Юаньпин, торговец строительными материалами из провинции Хунань. - Западу потребовалось 200 лет, чтобы вступить в современную эру, а у нас на это ушло всего тридцать. Мы должны привести наше мышление в соответствие с новыми реалиями, а "уроки успеха" помогают сделать это быстро”.

Стремительный рост китайской экономики спровоцировал резкий разрыв между бедными и богатыми. Как показали исследования ученых из Юго-западного университета финансов и экономики в провинции Сычуань, коэффициент Джини (макроэкономический индикатор, выявляющий степень неравенства доходов разных слоев населения) достигает в Китае 0,61 пункта - показателя, близкого к максимальному. Но участников семинара это не волнует. Здесь все хотят быть победителями. В Китае вообще велико желание вознестись вверх на социальном лифте.

На этом и строит свое традиционное выступление лектор Чжан Бин. “Ваши отпрыски должны с детства мыслить как богатые - у бедняков ужасающий менталитет! Путешествуйте с детьми только бизнес-классом и останавливайтесь в лучших отелях. Это должно стать для них обычным делом”.

В попытке привить ученикам определенные ценности Чжан порой действует весьма жестоко. Он демонстрирует видео, где показывает, как воспитывал у подопечных чувство ответственности. Гуру отправил их просить милостыню и велел за час собрать тысячу юаней. В случае неудачи их ждало унизительное наказание: мужчин - обривание головы, женщин - острижение. Одна группа недобрала всего девять юаней. И Чжан сдержал обещание - обрил мужчин и постриг женщин.

Многие зрители до слез тронуты происходящим на экране. А Чжан тем временем командует: “Повернитесь к своим соседям, пожмите им руки и скажите, что вы всегда держите слово”. Ко мне тянутся десятки рук - я едва успеваю отвечать на пожатия.

В свободное от семинаров время китайцы читают мотивационные книги. Пока в КНР выше спрос на практические советы - именно такие сочинения быстро раскупаются и приносят неплохой доход, говорит Ласби из Penguin Вooks.

Главный оратор на семинаре в Сучжоу, конечно же, Чэнь Аньчжи. Люди с нетерпением ждут его появления. Наконец он выскакивает на сцену и с ходу кричит: “Кто хочет быть первым?” Вверх взлетают сотни рук, однако Чэнь быстро приводит публику в чувство. “Мечтать не вредно! Но знайте: всего 3% из вас смогут преуспеть, да и то если у вас будет хороший наставник. Прежде всего вам необходимо попасть в круг победителей!” Затем следует слайд-шоу - на кадрах Чэнь изображен с Бараком Обамой, Биллом Клинтоном, чемпионом “Формулы-1” Михаэлем Шумахером, звездой баскетбола Майклом Джорданом и другими знаменитостями. Звучит запись телефонного разговора, в котором Хуан Сяомин, знаменитый китайский актер, благодарит Чэня за науку. Никто в зале не сомневается, что Чэнь - победитель, а его наставничество - ключ к успеху.

После выступления гуру предлагает всем заключить с ним договор, чтобы попасть в вожделенный “круг победителей”. Заплатив 29 800 юаней ($4900), ученик получает годичное членство в его шанхайском клубе и право пройти еще несколько курсов саморазвития. Использовать шанс решаются 150 человек. Они выходят в центр зала, где их сразу окружают помощники Чэня, которые уже держат наготове считывающие устройства для банковских карт.

...Но вот сбор средств завершен (урожай составил 4,5 млн юаней), и Чэнь приглашает на сцену трех своих новых адептов: владельца фабрики, юриста и главу компании по переработке отходов. “Даже если ваша работа - убирать мусор, вы все равно обязаны быть лучшим!” - нравоучительно изрекает он.

Спрос на услуги Чэня, пионера китайской мотивационной науки, сейчас высок как никогда. 2000 специалистов заняты тем, что выкладывают его лекции на WeChat (мобильное приложение для общения и использования социальных сетей), его выступления расписаны на несколько месяцев вперед. И уже через два дня он снова отправится на мотивационный семинар - сначала в город Чэнду на юго-западе Китая, потом на юго-восток - в Сямэнь. И так каждые два-три дня.

(FT Weekend, Life & Arts, 2013 год, перевел Андрей Ганкин)