«Лихие девяностые» возвращаются

Переосмыслить недавнее прошлое пытаются кураторы, художники и театральные режиссеры
Георгий Розов
Георгий Розов

Эпоха нарасхват

Первые попытки осмысления десятилетия на Западе были предприняты в 2000 году - вышла книга арт-критика и куратора Дэвида Эллиота «Северное искусство 90-х», а среди заметных событий 2013 года - выставка в New Museum, посвященная искусству, которое было создано или показано в Нью-Йорке в 1993 году. В августе прошлого года увидела свет и компьютерная видеоигра Gone Home, действие которой происходит в 1995 году. Ее создатели тщательно воссоздали быт американской семьи середины 1990-х: здесь есть кассетник, воспроизводящий модную тогда музыку в стиле гранж с характерным кассетным «свистом», журналы и постеры 1990-х, бытовая техника, продукты в холодильнике и так далее. Дивиденды с увлечения 1990-ми в этом феврале собирает Christie's. До 20 февраля на сайте аукционного дома можно поучаствовать в онлайн-торгах под названием 90s to Now. На них выставлены работы совсем молодых художников (выросших в 1990-е) или же вещи уже известных авторов. Среди более чем 140 лотов есть, например, композиция Джона Балдессари из серии The Tetrad, датированной 1999 годом. Оцененный в 5-7 тысяч фунтов, это один из самых дорогих лотов. До 26 февраля в Лондонском колледже коммуникаций открыта выставка Life on the Road, посвященная моде 1990-х на путешествия по просторам Европы. Полуразвалившиеся машины и минивэны, превращенные во временные дома, посетители музыкальных фестивалей под открытым небом, бесконечные вечеринки - все это оказывается в центре внимания фотографов Тома Хантера и Дейва Фосета, а также режиссера Эндрю Гастона. В сентябре в московском фонде культуры «Екатерина» пройдет выставка, посвященная одному из самых ярких художественных явлений 1990-х - YBA, или молодым британским художникам. Начавшееся как обыкновенное дружеское сотрудничество между выпускниками Голдсмитского колледжа, YBA постепенно превратилось в аббревиатуру целого поколения новых художников. В их числе Дэмиен Херст, Гэри Хьюм, Сэм Тейлор-Вуд, Трейси Эмин и многие другие. Анна Арутюнова, Сергей Петров

«Любовь к прошлому приходит через поколение: внуки лучше понимают своих дедов, чем родителей»

Увлечение 90-ми сегодня - повальная мировая мода, это время вызывает острый интерес не только у нас, но и в западной художественной практике, сейчас повсеместно проходят выставки, посвященные художникам той поры, - рассказывает Александра Обухова, руководитель научного отдела Центра современной культуры «Гараж». - Это и понятно, ведь именно в 90-х находятся истоки искусства сегодняшнего дня. Любовь к прошлому приходит через поколение: внуки лучше понимают своих дедов, чем родителей. И сегодня, когда на сцену, в том числе художественную, выходят условные «внуки» 90-х, автоматически возникает пристальный интерес к этому времени».

Центр современной культуры «Гараж» - один из участников большого ретроспективного проекта «Реконструкция», посвященного жизни частных московских галерей в девяностые годы и подготовленного фондом Екатерины и Владимира Семенихиных (совместно с галереей XL Projects). Первую часть выставки, охватывающую период с 1990 по 1995 год, можно было увидеть осенью, а с конца января и до 23 марта в фонде культуры «Екатерина» открыта «Реконструкция. Часть II». Она воспроизводит ключевые галерейные показы 1995-2000 годов.

Все артефакты в залах фонда «Екатерина» обязательно сопровождают тексты, опубликованные в свое время в прессе и специальных выставочных материалах. Благодаря этому удается реконструировать не только отдельный художественный проект, но и ту общественную, интеллектуальную, бытовую среду, в которой он появился. И если начало 90-х - время бесконечных экспериментов, преследовавших, по сути, единственную цель - легализовать современное искусство как таковое, отвоевать его право на свободное и самостоятельное существование, то вторая половина десятилетия породила художественные концепции и направления в отечественном современном искусстве, которые не потеряли своей актуальности и сегодня. Например, возникла тема феминизма.

«Во второй половине 90-х произошел качественный скачок, подводящий утешительные итоги совместных усилий галерей, художников и критиков по строительству художественной инфраструктуры в московском искусстве, - объясняет Александра Обухова. - Эти усилия стали приносить плоды. Вторая половина 90-х - это уже не такой бурный хаос, который торжествовал во время первой пятилетки, а куда более структурированное поле художественного рынка (собственно, тогда и появился рынок как таковой). Именно это отличие и должен видеть зритель «Реконструкции», потому что все это прямо сказалось на стилистике работ художников и на технологиях, которые они выбирали. Говорить о подведении каких-либо итогов эпохи 90-х пока рано. В случае с проектом «Реконструкция» мы выступаем скорее как летописцы, собиратели источников из недавнего прошлого. Интерпретация, придание смыслов, проведение параллелей, если они уместны, последуют далее - это следующий этап, работа для совсем других профессионалов, которые будут делать свои выводы на основании тех материалов, которые мы представили вниманию зрителей сегодня».

А вот в Центре им. Мейерхольда постараются именно осмыслить это десятилетие. Для этого придумали программу «Девяностые», которая пройдет на этой сцене в уик-энд 28 февраля - 1 марта. Запланирована, например, первая из встреч «Девяностые: взгляд нормального человека», которые «ProSciencе-театр» (совместный edutainment-проект Центра им. Мейерхольда и портала «Полит.ру») планирует проводить в течение всего года. Организаторы программы хотят «сформировать целостный образ девяностых годов», и в особенности периода 1991-1998 годов. Вечер, который состоится в ЦИМе 1 марта, будет вести политолог Дмитрий Орешкин, а среди гостей заявлены научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, журналист «Новой газеты» Елена Масюк, генерал-майор милиции в отставке, бывший генеральный директор канала «7TВ» Олег Аксенов и другие.

«Девяностые сегодня возвращаются к нам вопросами, - пояснил «Пятнице» цель программы художественный руководитель Центра им. Мейерхольда Виктор Рыжаков. - Что произошло в 1991-м: катастрофа или освобождение? Почему мы так легко расстались с принципом справедливости? Что произошло с нами в 1993-м, отчего мы аплодировали расстрелу Белого дома и людей? Не за это ли расплачиваемся сегодня, живя в беспробудно путинской России? Наш проект - попытка выяснить отношения с девяностыми. Пока этого не произойдет, мы как страна будем топтаться на месте. Мы не можем сделать работу по осознанию прошлого за всю страну. Но мы можем сделать это вместе с аудиторией ЦИМа, она достаточно велика».

В противовес серьезному разговору с участием политологов и журналистов заявлено и довольно легкомысленное зрелище, которое, впрочем, должно погрузить публику в атмосферу 90-х: фрик-шоу Александра Петлюры. Художник и модельер, создатель первой в Москве арт-коммуны и образа Пани Брони, представит дефиле одежды указанного десятилетия. После показа мод зрители смогут пройти на сцену, чтобы рассмотреть или примерить наряды, а также потанцевать. Будет и концерт группы «Вежливый отказ» под названием «Дистанция нужного размера»: музыканты исполнят песни с альбома 1997 года «Коса на камень», а также более поздние вещи, в том числе с альбома «Гуси-лебеди».

Центральным же событием программы должен стать спектакль-альманах «Девяностые». Делают его четыре режиссера, четыре композитора, драматург и сценограф. Все они родились в 80-е и теперь, под присмотром кураторов Виктора Рыжакова и композитора Сергея Невского и при участии Московского ансамбля современной музыки, должны совершить путешествие во времена своего детства и отрочества, показав четыре одноактных постановки. Сама эта встреча двух поколений - родившихся в 80-е с теми, кому за сорок, - Виктору Рыжакову представляется важной: «Я вижу, что выросло поколение, которое воспринимает как норму то, что нами в девяностых переживалось как исключительное, и как ненормальное воспринимает то, что естественным кажется нам. «Распалась связь времен», как сказано у Шекспира. Собственно, это случилось еще в девяностых, но тогда казалось - это временно. А оказалось, эта распавшаяся связь стала нашим базовым принципом. Наш проект мы осознаем как попытку диалога между двумя сторонами: действующими лицами девяностых и детьми девяностых».

«Для меня 90-е - это время стремительных карьер и стремительных падений, - говорит композитор Сергей Невский. - Время совершенно непредсказуемых симбиозов (вроде статей о французской философии в глянцевых журналах или современных художников, спонсируемых бандитами) и столь же предсказуемой неуверенности в завтрашнем и даже в сегодняшнем дне. Самое важное, что, как мне кажется, можно увидеть в том времени, - это мысль о возможности личной инициативы, смелой, независимой позиции и внутренней свободы, существующей без оглядки на «традиции», «особенности культурного кода» и прочие «инстанции», как бы они сегодня ни назывались. Память об этой возможности сегодня все слабее, и мы надеемся, что наш проект поможет реабилитировать ее и передать следующему поко­лению».