Дилогия Кэролла по версии Андрея Могучего

Алиса Фрейндлих сыграет главную роль в новом спектакле БДТ
Стоит - Ирутэ Венгалите  (Королева); слева от нее - Алиса Фрейндлих (Алиса)
Стоит - Ирутэ Венгалите (Королева); слева от нее - Алиса Фрейндлих (Алиса)

Где еще посмотреть спектакли по мотивам дилогии Льюиса Кэрролла

«Алиса в Зазеркалье» Где: Мастерская Петра Фоменко Спектакли Ивана Поповски обычно изысканно красивы. В «Алисе в Зазеркалье» визуальные образы сменяют друг друга - так, что главным оказывается не сама история, а спецэффекты. То на сцене гладь озера, то по небу плывут слоны, то дом Труляля и Траляля превращается в берег моря. Все действие сидишь разинув рот. «Алиса и государство» Где: Центр им. Мейерхольда Драматург Саша Денисова и режиссер Алексей Жеребцов соединили историю Алисы с лекциями по институциональной экономике Александра Аузана. По сюжету студентка Алиса на экзамене по теории государства и права от волнения падает в обморок и попадает в Страну чудес, абсурдные принципы существования которой подозрительно напоминают современную Россию. «Wonderland-80» Где: Театр под руководством Олега Табакова Еще один пример соединения несоединимого: Константин Богомолов поставил «Заповедник» Сергея Довлатова, добавив в него мотивы из «Алисы в Стране чудес». Получилось путешествие по позднему «совку», попасть в который легко - достаточно разговориться в буфете с алкоголиками. «Предпоследний концерт Алисы в Стране чудес» Где: театр «Около дома Станиславского» Здесь Алиса не женщина, а пожилой седой мужчина с печальным лицом и виноватой улыбкой (блестящая роль Алексея Левинского). Режиссер Юрий Погребничко тоже путешествует по советскому прошлому, включая в спектакль песни Окуджавы, а еще - по русской литературе (так, Труляля и Траляля становятся в какой-то момент Ленским и Онегиным).

«Алиса» - первая премьера Андрея Могучего в качестве художественного руководителя Большого драматического театра им. Товстоногова. Ждут ее с особым нетерпением, ведь в спектакле задействованы ведущие силы знаменитой труппы: не только Алиса Фрейндлих, которой отдана главная роль, но и, например, Валерий Ивченко (он играет Шляпника), Георгий Штиль (Додо) или Анатолий Петров (Кролик). Могучий практически никогда не ставит просто литературное произведение, большинство его спектаклей - это вариации на тему, иногда далеко уходящие от оригинала. Вот и здесь не инсценировка классической дилогии об Алисе, скорее попытка создать на сцене абсурдистский мир Льюиса Кэрролла.

«Пятница» раскрывает некоторые подробности премьеры.

Идея

Нет, конечно, Алиса Фрейндлих играет не кэрролловскую Алису. Ее героиня - современная женщина, многое пережившая и теперь оглядывающаяся на свою жизнь. Алиса застревает в лифте, слышит голос зовущей ее девочки и идет на этот голос. Попадая в таинственный поезд, она оказывается в довольно мрачном месте, где появляются персонажи, которых, как вспоминает Алиса, она уже когда-то видела. Это внешний сюжет. Что же касается внутренней темы спектакля, то это тема обретения себя, утверждения собственной личности.

Пространство

В нашем театре мало режиссеров, сравнимых с Андреем Могучим в визуальной одаренности. Его спектакли впечатляют красотой, эффектностью, утонченностью сценографии. Чаще всего Могучий работает со сценографом Александром Шишкиным, но на «Алису» позвал Марию Трегубову, главного художника Лаборатории Дмитрия Крымова. Важнейшим образом спектакля стали белые чехлы для мебели, которыми укутано буквально все в зале и на сцене. Даже ярусы и светильники Каменноостровского театра, где играют премьеру, оказались одеты в эти полотнища. Сам этот зал стал местом действия «Алисы»: в первом отделении публика сидит на сцене, а актеры играют в зрительном зале, появляясь в том числе и на ярусах. Во втором отделении зрители размещены и в ложах, и на сцене, иногда буквально на расстоянии вытянутой руки от актеров. Резкий, контрастный грим, белый парик Королевы, стоящий дыбом, будто ирокез, Кролик с гигантской плюшевой головой и с ружьем, пробегающий по сцене, - в этой «Алисе» будет на что посмотреть.

Музыка

Музыку к спектаклю написала молодой петербургский композитор Настасья Хрущева. В свои 26 лет эта аспирантка Санкт-Петербургской консерватории уже немало успела, в том числе и поработать с Валерием Фокиным над «Невским проспектом», открывавшим в прошлом году Новую сцену Александринского театра. В «Алисе» задействовано четыре инструмента: рояль, баян, скрипка и клавесин, причем, по словам Хрущевой, у каждого из них своя «роль»: рояль, например, буквально обезумел, а клавесин ведет себя агрессивно. В результате музыканты становятся почти такими же полноправными участниками действия, как и актеры.

5, 7, 8 февраля, bdt.spb.ru.