Какие культурные события в этом году заработали больше всего
Аукционная лихорадка, краудфандинг, успех «Сталинграда» в Китае и другие рекорды индустрии развлеченийСпилберг и Лукас предположили, что фильмы будут выходить реже, идти в прокате по году, а цены на билеты подскочат в несколько раз
Тренд года. Краудфандинг
Запущенная в начале 2009 года платформа Kickstarter в этом декабре наконец-то отчиталась о своих доходах. За все время работы сервиса через него было собрано 925 млн долларов, полностью профинансировано 54 074 проекта, а «народными инвесторами» стали 5 398 333 человека. На долю игр пришлось 201 млн долларов, кинематографа - 186 млн, музыки - 99 млн, медиа, книг и комиксов - 69 млн, живописи и театра - 54 млн долларов. Эта тенденция пока не угрожает традиционному издательскому бизнесу, но открывает новые возможности для независимых авторов, в том числе российских, уже реализовавших ряд арт-проектов с помощью сервисов Boomstarter и Planeta.ru.
Кино. Приют драм
Стивен Спилберг и Джордж Лукас в июне выступили с пророчеством о скором превращении кино в разновидность театра. Живые классики предположили, что фильмы будут выходить реже, идти в прокате по году, цены на билеты подскочат в несколько раз, а залы кинотеатров разрастутся до размеров оперы. Авторское же кино в этой ситуации будет вынуждено мигрировать на ТВ - как чуть не случилось со спилберговским «Линкольном». Вторая тенденция уже налицо: телевидение и правда становится приютом интеллектуальных драм. Но первая пока не очевидна, в прокате по-прежнему доминируют франшизы: комикс «Железный человек-3» заработал 1,2 млрд долларов и вошел в пятерку самых кассовых фильмов в истории.
А вот в Евразии все интереснее. Фильм Федора Бондарчука «Сталинград» заработал в Китае за первый уик-энд 8,3 млн долларов - больше, чем «Перл-Харбор», «Боевой конь» все того же Спилберга и любой фильм родом не из Китая и США. В России за первые четыре дня картина заработала всего в два раза больше. Учитывая, что наш кинематограф зависим от политической конъюнктуры, в будущем можно ожидать новых художественных экспериментов на евразийском пространстве. Все равно в Европе и США российское коммерческое кино успехов так и не добилось.
Впрочем, от Китая сегодня зависит и Голливуд. Единственной причиной, почему мультфильм «Гадкий я 2» (сборы - 920 млн долларов) не преодолел заветную миллиардную отметку, стала отмена проката в Китае. После переговоров с дистрибьютором картина все же выйдет в этой стране в январе и попытается превзойти рекорд «Истории игрушек 3» - самого кассового мультфильма в истории, заработавшего 1,063 млрд долларов.
Искусство. Аукционная лихорадка
На арт-рынке 2013 год запомнится благодаря аукционной лихорадке 12 ноября. В этот день триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» Фрэнсиса Бэкона ушел на Christie's за 142 млн долларов и в одночасье стал самой дорогой картиной, когда-либо проданной на аукционе. А гигантская скульптура «Собака из воздушных шариков (оранжевая)» Джеффа Кунса была продана за 58,4 млн долларов. Это абсолютный рекорд для аукционов, состоявшихся при жизни художников. Среди аналитиков есть мнение, что крупные сделки на арт-рынке можно считать предвестниками финансового кризиса. В этом плане любопытно, что 2012 год тоже был богат на сенсации. На Sotheby's за рекордные 119 млн долларов был продан «Крик» Эдварда Мунка, а семья эмира Катара купила за 250 млн «Игроков в карты» Поля Сезанна у неизвестного коллекционера.
Но главная цифра года для живописи - не сотни миллионов, а 60 долларов. Именно по такой цене знаменитый мастер стрит-арта Бэнкси анонимно продавал трафареты своих картин на обычном уличном развале в Нью-Йорке. Картины Бэнкси уходили с молотка и за 1,1 млн, и за 1,9 млн, а трафареты, выставленные на улице, на аукционе стоили бы не меньше 30 тыс. долларов каждый. Но прохожие купили у ленивого старичка в кепке всего семь полотен. Таким образом Бэнкси продемонстрировал, из чего на самом деле складывается стоимость произведений искусства.
Сериалы. Пункт проката
Уходящий год - время триумфа сервиса Netflix. Выпуск «Карточного домика» - сериала со сложнейшей драматургией и рискованной бизнес-моделью - потряс рынок. Сначала компания вложила в политический сериал с Кевином Спейси и Робин Райт 140 млн долларов - один из самых крупных бюджетов в истории телевидения. Затем Netflix неожиданно сделал все 13 эпизодов доступными для подписчиков в первый же день. Во многом благодаря этой авантюре стоимость акций за год подскочила до 352 долларов (при годовом минимуме 53), а количество американских подписчиков выросло до 31,3 млн. Теперь аудитория Netflix больше, чем у кабельного канала HBO - главного американского производителя интеллектуальных сериалов.
Успех Netflix развивают другие видеосервисы - Hulu и Amazon Studios. Кинодепартамент Amazon год назад объявил конкурс сценариев для сериалов и фильмов. Из 2700 рукописей сериалов всего 14 дошли до стадии пилотов и только шесть были превращены в полноценные шоу. Среди премьер Amazon выделяется политический ситком «Альфа-дом» - то же самое, что и «Карточный домик», только в ироничном ключе и с Джоном Гудманом вместо Кевина Спейси. Об успехах проекта судить пока рано, но уже ясно: Amazon твердо намерен превратиться в крупнейший пункт проката своего и чужого видеоконтента.
Кабельные и эфирные каналы ответили на экспансию интернета увеличением количества премьер и длины сезонов. Эта гонка вооружений, вероятно, приведет к усталости зрителей: уследить даже за лучшими новинками уже физически невозможно.
Игры. Рекорды побиты
В 2008 году игры впервые обогнали по доходам от первого дня продаж фильмы и книги благодаря гангстерскому боевику GTA 4 с его немыслимыми 310 млн долларов. В 2012 году военный шутер Call of Duty: Black Ops II и вовсе заработал в первые сутки 500 млн долларов. Игра превзошла даже «Аватара», собрав 1 млрд долларов на пару дней быстрее блокбастера - ровно за полмесяца.
Однако уже в 2013 году все эти рекорды были побиты. Игра GTA V заработала 800 млн долларов за первые сутки и еще 200 млн за последующие два дня. За шесть недель было продано 29 млн копий GTA V - и она еще даже не вышла на ПК. Бюджет проекта составил 266 млн долларов. Формально это больше, чем у «Аватара» (237 млн), но издатели схитрили: в отличие от кинематографистов, они включили в смету не только производство, но и маркетинг.
Таким образом, в 2013 году была поставлена точка в споре о том, за какой индустрией будущее развлечений. Жирной эту точку сделали сенсационные ноябрьские старты новых консолей Xbox One (499 долларов) и PlayStation 4 (399). За неделю до католического Рождества продажи приставок остаются примерно равными: 2,1 млн гаджетов у Sony и 2 млн у Microsoft. Судя по ажиотажному спросу и постоянному дефициту, IT-гиганты могли установить цены значительно выше. И это при том, что на консолях пока почти не во что играть. Таким образом, геймеры фактически вложили несколько миллиардов долларов в грядущие игры - почти как на Kickstarter.
Музыка. Роль сингла в карьере
По данным журнала Music Week, в этом году в Великобритании впервые с 1980-х ни один музыкант не смог продать больше миллиона копий своего альбома. Последний раз такое фиаско индустрия терпела еще в те времена, когда не было компакт-дисков. Аналитики связывают низкие продажи в первую очередь с тем, что все самые сильные музыканты (Леди Гага, Робби Уильямс) выпустили свои альбомы в конце года и просто не успели сорвать куш. Тем не менее большую роль в падении продаж сыграли и онлайн-стриминговые сервисы вроде Spotify и Deezer. По данным Британской ассоциации производителей фонограмм, в 2012 году англичане прослушали в интернете 3,7 млрд песен. Очевидно, что в 2013 году эта цифра увеличилась.
Похожим образом обстоят дела в США, где на стриминговые сервисы уже приходится 16% всех доходов звукозаписывающих компаний, а традиционные продажи альбомов падают с каждым годом. Как сообщает The Guardian, с 2002 года тиражи в США сократились с 808 млн копий до 316 млн. Эта тенденция увеличивает роль сингла в карьере музыканта и снижает важность альбома. К слову, синглы в 2013 году чувствовали себя как никогда хорошо. Хит Blurred Lines Робина Тика только за одну июльскую неделю смог достучаться до 242,65 млн радиослушателей, побив предыдущий мировой недельный рекорд, установленный Мэрайей Кэри в 2005 году (223 млн слушателей сингла We Belong Together).
Книги. Электронный самиздат
В 2013 году основной тренд западного книжного рынка обозначила новость от Amazon: в рейтинге 100 самых продаваемых цифровых книг для гаджета Kindle четверть мест занял фактически самиздат - маленькие издательства и автономные авторы. В долгосрочной перспективе эта тенденция изменит отношения между писателями, издателями и продавцами, которыми сейчас недовольны все стороны. Например, главным скандалом российского книжного года стал выход «Бэтман Аполло» Виктора Пелевина. В мае руководители ряда магазинов выступили с критикой издательства «Эксмо», предложившего всей рознице установить единую цену на новый роман - 555 рублей. «Эксмо» объяснило это значимостью новинки для русской литературы и всего рынка. Идею поддержали крупные операторы Ozon, «Лабиринт», «Буквоед» и «Новый книжный», но некоторые участники рынка увидели в ней признаки монопольного давления. Можно предположить, что с распространением опыта Kindle отношения на отечественном рынке нормализуются. Вопрос в сроках.
Точные цифры мировых продаж книг в уходящем году пока не объявлены, но уже известно, что сюрпризов не произошло: в рейтинге Amazon на первом месте «Инферно» Дэна Брауна, по которому уже анонсирован фильм с Томом Хэнксом. Главным рекордсменом Amazon, впрочем, все еще остается прошлогодний бестселлер «Пятьдесят оттенков серого» Э.Л. Джеймс. Летом этого года тиражи книги об экстремальной любви превысили 70 млн копий, сделав британку самой высокооплачиваемой писательницей современности. При этом книгами ее доходы не ограничиваются: она также продала права на экранизацию и занялась выпуском брендированных секс-игрушек.