Как бюджетные проблемы ударили по культуре и туризму Старого и Нового Света

В залах испанских музеев, которые перед кризисом строили ведущие архитекторы мира, почти пусто; из-за приостановки работы правительства США не работают парки и даже военное кладбище в Нормандии
L.Nicholson
L.Nicholson / Reuters

Культура пала жертвой сокращения государственных расходов по обе стороны Атлантики. В залах испанских музеев почти пусто. Американские национальные парки закрываются. Но если в Старом Свете упадок наступил вследствие общего экономического кризиса, то в США причиной стал кризис в верхах политической власти.

Культурный апокалипсис Испании

Музей современного искусства в испанском Леоне поражает своим оригинальным фасадом, состоящим из 632 панелей цветного стекла, являющихся зеркальным отражением окон местного готического собора. Построенное менее 10 лет назад здание немедленно стало архитектурной иконой города, завоевав международное признание и награды.

Этот музей, как и другие, создавался на пике эпохи процветания, когда местные правительства были переполнены деньгами и амбициями. Но сейчас новым испанским музеям приходится справляться с тем, что для испанцев стало фактом повседневной жизни, - бюджетными ограничениями и сокращением расходов.

Годовой бюджет музея в Леоне был урезан с 10,6 млн евро в 2007 г. до 5,2 млн евро в 2013 г. Финансирование новых приобретений остановлено. В связи с сокращением финансирования кураторы имеют возможность выставлять экспозиции только два раза в год, а не три, как раньше.

Посетителей на выставках молодых испанских художников почти нет. Общая статистика тоже не радует. В 2012 г. музей посетили всего 31 000 человек, тогда как еще шесть лет назад их число превышало 100 000.

«Музеи в Испании страдают от кризиса, как и все остальное общество, - говорит директор музея Мануэль Олвейра. - Мы боремся с сокращением бюджета и персонала, нам приходится сворачивать образовательную деятельность и выставки. Некоторые музеи даже вынуждены закрыться».

Подобные жалобы со стороны директоров и кураторов музеев звучат по всей Испании. Ощущение апокалипсиса, нависшее над культурными институтами страны, переживается особенно сильно, так как кризис наступил сразу за коротким периодом нового золотого века для искусства и архитектуры в Испании.

За десятилетие, предшествующее кризису недвижимости 2007 г., местные и региональные политики нанимали лучших архитекторов мира для создания концептуальных концертных залов, оперных театров, арт-центров и прежде всего музеев. В период между 2000 и 2010 гг. число региональных музеев в Испании выросло с 51 до 136.

Два самых амбициозных и рискованных проекта были разработаны в Валенсии и Сантьяго-де-Компостела, где региональные власти строили не просто отдельные музеи, но целые города искусства, культуры и науки. Созданный испанским архитектором Сантьяго Калатрава «Город искусств и наук» в Валенсии включает научный музей, кинотеатр, оперный театр и огромный аквариум. Проект стоил более 1 млрд евро (в три раза больше первоначальной сметы).

«Город культуры» в Сантьяго, провинциальном городке, где проживает всего 95 000 жителей, также создан с размахом: оригинальный дизайн нью-йоркского архитектора Питера Айзенмана предполагал строительство шести массивных каменных зданий на вершине холма рядом со столицей Галисии. В этом году проект был наконец остановлен: из шести зданий построено всего четыре, стоимость которых составила 400 млн евро, что в 4 раза больше первоначальной сметы.

«Для этих звезд современной архитектуры Испания была землей обетованной. От них требовалось создать концептуальные, дух захватывающие здания, способные привлечь внимание людей, - говорит испанский архитектурный критик Латцер Муа. - Эти здания представлялись своего рода талисманом, чем-то, что сможет вдохнуть жизнь в целые города. Однако политики часто брались за эти проекты, плохо представляя себе, во что они в конечном итоге выльются. У них не было четкого плана, и во многих случаях они просто давали картбланш архитекторам».

Результатом слишком часто становилось дорогостоящее создание прекрасной раковины, но без жемчужины внутри. «В Испании есть целые города и регионы, построившие музеи без коллекций или без коллекций того же качества, что и уровень архитектуры самого музея», - говорит Муа.

Олвейра согласен с критикой. Он считает, что его музей в Леоне «прекрасен, но мог бы быть и поменьше». Тем не менее он настаивает, что государственные инвестиции в культуру даже во время экономического кризиса необходимы и оправданы. «Наш музей - это инвестиция в наше общество и наш город на будущие 50 или 100 лет», - говорит он.

«Мемориал закрыт. У американцев кончились деньги»

Прибыв во Францию, чтобы посетить знаменитое кладбище в Нормандии, где похоронены американские солдаты, погибшие во время Второй мировой войны, 71-летний ветеран Джим Казинский обнаружил, что все расходы и трудности, связанные с путешествием, включая 10-часовой перелет над Атлантикой, были напрасны. На воротах кладбища его ждало короткое объявление: «В связи с остановкой работы правительства США кладбище закрыто для посещений».

«Мне стыдно за Америку, - говорит Казинский. - Наш флаг не поднят над могилами солдат, отдавших здесь свою жизнь».

Приостановка работы многих ведомств США и последовавшее за ней закрытие национальных парков и памятных мест по всей стране вынудило американцев отменить отпуска и перенести свадебные церемонии. Посетители кладбища в Нормандии, однако, все же рассчитывали на удачу.

Но военные мемориалы США, расположенные за границей, подчиняются федеральному правительству в Вашингтоне. Таким образом, когда правительство частично закрылось в сентябре, то же случилось и с воротами кладбища в Нормандии.

Посетители Нормандского кладбища были разочарованы. Для многих из них это путешествие - своего рода паломничество, совершаемое раз в жизни. Они приобретают дорогие авиабилеты, бронируют отели за много месяцев (даже лет!) до поездки. «У меня была группа, которая планировала свою поездку в течение полутора лет и потратила на это несколько тысяч долларов», - говорит Алан Амелинкс, руководитель центра для посетителей кладбища в Нормандии.

Закрытие кладбища также ударило по индустрии отелей и услуг экскурсоводов, которые рассчитывали на прибытие американских туристов. Экскурсовод Мишель Микаель заявляет, что обычно обслуживает более 10 туристов в день. В пятницу у него был лишь один клиент. «Все же закрыто», - говорит он.

Водитель Лайонел Пулар высказался более определенно: «Мемориал закрыт. У американцев кончились деньги».

Некоторые парки и мемориалы в США были снова открыты (во всяком случае, на время), после того как местные власти согласились выделить средства из собственных бюджетов в ожидании, когда федеральное правительство справится с кризисом. Туристам, рассчитывавшим посетить Статую Свободы и Большой каньон, повезло: в выходные они работали.

Чтобы не допустить закрытия Статуи Свободы, власти Нью-Йорка готовы платить примерно $61 600 в день. Аризонские власти согласились отдать $651 000, чтобы оставить Большой каньон открытым для посетителей.

Правительство штата Юта планирует заплатить $1,6 млн за открытие восьми национальных парков и мемориалов в течение 10 дней; Южная Дакота откроет посещение горы Рашмор на 10 дней за $152 000; Колорадо не будет закрывать национальный парк Роки-Маунтин до 20 октября, потратив $362 700.

Пока неясно, смогут ли власти штатов вернуть деньги, когда федеральное правительство возобновит работу. Конгресс еще должен утвердить выплату компенсаций.

Использованы материалы FT, WSJ