В 2014 году государство всерьез возьмется за культуру
В Совете Федерации прошло первое заседание, посвященное Всероссийскому году культуры- Идеология - это ориентир, - убеждал собравшихся Михалков. - Это в конце концов вопрос национальной безопасности!
У входа в зал толпились деятели искусств. Все при параде, как будто их ожидало вручение ордена. Между тем, судя по репликам, никто из творцов не понимал, зачем их, собственно, позвали. «Вы не знаете, почему мы здесь?» - спрашивала какая-то дама у дирижера Владимира Спивакова. Тот лишь вежливо пожимал плечами. Возможно, на вопрос дамы мог бы ответить режиссер Никита Михалков, который шагал по фойе с таким государственно-озабоченным лицом, как будто ему только что поведали кошмарную тайну российской культуры. Но дама уже упорхнула, и к Михалкову подступил я.
- Не кажется вам, что «год культуры» - странное словосочетание? - спросил я. - Вроде как культура - понятие вне времени?
Великий режиссер слегка поморщился.
- Надо же понимать, - сказал он, - это просто фигура речи. Рудимент...
Началось заседание. В зал набилось человек двести - кроме режиссеров и музыкантов, тут были и чиновники, представители региональных комитетов по культуре, гендиректора вещательных компаний, даже несколько губернаторов.
Председатель президиума и Совета Федерации Валентина Матвиенко объяснила собравшимся, что они присутствуют на первом заседании оргкомитета, которому президент Путин поручил провести Всероссийский год культуры в 2014 году.
- Это новый этап в жизни нашего общества! - продолжала председатель Совфеда. - России уже давно необходимы новые культурные стандарты, ибо в последние десять лет мы наблюдаем интервенцию чуждых нашей культуре идей.
Тут в ее речи возник могучий дуб российских традиций, под которым некоторые собирают подгнившие желуди дешевой популярности или что-то в этом роде. Упомянула Матвиенко и электронные СМИ, которые, по ее мнению, «сильно деформируют ситуацию». «По-прежнему много жестокости, крови и насилия в эфире», - упрекнула она.
Следующим выступал министр культуры Владимир Мединский. Прежде всего он привел цифры - какая область сколько готова потратить на финансирование культуры в 2014 году. Выяснилось, что лидирует Калужская область - 14% от общего бюджета. Белгородская область давала 6%, Пензенская - 5,5%. Затем министр стал рассказывать, как в этот год будет выглядеть сама культура. Во-первых, конкурсы по всей стране: «Город культуры», «Меценат года» и прочие. Во-вторых, строительство национальных культурных центров в малых и средних городах России. В-третьих, превращение объектов культурного наследия в музеи. В-четвертых, поддержка аутентичных фестивалей и выставок.
- А то я тут зашел в Манеж, там еще не кончилась Московская биеннале, - строго продолжал Мединский. - Я ходил и думал: почему никто не крикнет: «А король-то голый»? Почему мы должны под современным искусством видеть что-то абстрактно-кубическое, корявое, в виде груды кирпича? Да еще за государственные деньги! Не говоря о том, что это непонятно абсолютному большинству жителей России.
Покончив с современным искусством, министр культуры коснулся проблемы книг. В России катастрофически сокращается количество книжных магазинов. А читающих жителей осталось всего 75%. В Год культуры решено изменить ситуацию коренным образом, а именно - в каждом культурном учреждении, вплоть до цирка, открыть небольшой книжный магазин.
Кроме того, собираются возродить старинное учреждение «Росизопропаганда». «Это очень правильно: пропагандировать российскую культуру изобразительными средствами», - заметил министр. Кино Мединский тоже обещал поддержать, но только при условии внятного творческого плана и «чтобы не было мелкой тусовки».
Режиссеры в зале сидели с непроницаемыми лицами. Владимир Меньшов вообще читал газету. Впрочем, за всех деятелей российского кино ответил Михалков. Пора всерьез признать, сказал он, что любой стране нужна идеология.
- Идеология - это ориентир, - убеждал собравшихся режиссер. - Это в конце концов вопрос национальной безопасности!
Далее Михалков предложил организовать в здании Фонда российской культуры некий клуб, собрание лучших русских («И нерусских!») умов, которые бы как раз занимались созданием и разработкой той самой идеологии. О своем членстве в клубе режиссер скромно умолчал. «Прекрасное предложение!» - сказала Матвиенко. Зал зааплодировал.
Пошли и другие предложения, то и дело пересыпаемые цитатами из Канта, Бердяева и Путина. Владимир Спиваков предложил возродить Росконцерт. Владимир Толстой - положить конец 25-летнему разрушению русской культуры. Потом вышел губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Объектом его критики стало Золотое кольцо.
- По-моему, оно зря существует в нынешних рамках, - заметил губернатор. - Его можно было бы расширить. Оптина пустынь - прекрасное место. А Калуга? Она же родина космонавтики!
С интересом все выслушали гендиректора Первого канала Константина Эрнста, который ответил на упреки Матвиенко. Эрнст отметил, что телевидение - вещь вообще-то ненасильственная. Да, оно вынуждено ориентироваться на массовые вкусы. «К сожалению, невзыскательные», - подчеркнул гендиректор. Но кто виноват в том, что население долгие годы отучали думать и переживать?
Зал оживился. Карен Шахназаров что-то зашептал Спивакову, Меньшов отложил газету, вот-вот могла разразиться дискуссия, но Матвиенко напомнила всем о регламенте.
Одним из последних выступал Станислав Говорухин. Он вдруг обрушился на присутствующих: в плане проведения Года культуры не оказалось мероприятий к 200-летию со дня рождения Лермонтова.
- Вы же не в нынешних школах учились! - расстраивался Говорухин. - А я-то надеялся, что мы встретим двухсотлетие Лермонтова, как праздновали в 1999-м день рождения Пушкина.
Черту заседанию блистательно подвели министр культуры Республики Северная Осетия Фатима Хабалова и главный редактор газеты «Культура» Елена Ямпольская. Первая заявила, что чуждая нам идеология в принципе не должна процветать на просторах Российской Федерации. Вторая предложила формировать культурную политику страны исключительно силами проверенных СМИ.
- Теми, где велика гуманитарная составляющая, - пояснила Ямпольская. - Давайте создадим, может быть, союз патриотических СМИ, пророссийских СМИ - подумаем, как назвать, чтобы было не мракобесно и не старомодно.
Несмотря на то, что это было всего лишь первое заседание, уже ясно, что 2014 год станет переломным в истории России. Олимпиада и могучий дуб традиций сделают для этого все.