На мотодрезине можно неплохо провести отпуск

Кто и как путешествует по узкоколейкам
Legion-Media

Михаил Симачев, системный архитектор компании «ЭДФ», любит путешествовать на необычных видах транспорта. Не так давно его привлекли узкоколейки. Он с друзьями нашел сайт pereyezd.ru, на котором собраны рассказы и фотоотчеты любителей российских узкоколейных дорог, и вскоре сам отправился кататься на серийной советской мотодрезине: «Ощущения самые приятные - ветер в лицо, на много километров нетронутый лес вокруг, - я решил, что обязательно буду ездить еще».

«Рельсы утопают во мху или в траве, шпал не видно вовсе, а тепловоз может появиться из-за соседней сосны так же неожиданно, как, например, лось из лесной чащи»

Зачем нужна табуретка

Мотодрезина - идеальный (а часто и единственный) способ передвижения по путям, которые в массе своей заброшены. Их еще называют «пионерками», поскольку они проходят там, где никакой поезд не пройдет, и «бешеными табуретками» - в отличие от автомобиля дрезина с одинаковой скоростью может двигаться вперед и назад. В дальних деревнях в Тверской, Владимирской, Архангельской областях, где раньше существовали лесозаготовительные предприятия, мотодрезины подчас остаются единственным способом связи с «большой землей».

Именно такую «пионерку» Михаилу Симачеву представился случай купить за 30 тысяч рублей, и он им воспользовался. «Она разборная, легко помещается в машину. Такую дрезину еще можно использовать по назначению. Потом переделаю ее под широкую колею, ведь лет через пять узкоколеек, боюсь, почти не останется».

Цена за километр

Даже там, где узкоколейка является «дорогой жизни» для жителей, на ее поддержание у местной администрации нет денег. Впрочем, бывают счастливые исключения, например, связывающая несколько сел узкоколейка в Архангельской области, идущая берегом Белого озера, - это не только одна из самых благополучных дорог, по которой запущены новенькие вагоны, но и одна из самых живописных. Сергей Дорожков, директор Переславского железнодорожного музея, где собрана уникальная коллекция узкоколейной техники, с горечью рассказывает, что показать ее на ходу уже не может, так как дорожная ветка с 2003 года не действует: «Дешевле автобус запустить. Депутаты все носятся с идеей восстановить дорогу вдоль озера, но это неокупаемо по определению». Узкоколейки были бы незаменимы при заготовке леса и торфа, но таких предприятий в России все меньше, они стали нерентабельны.

Бесхозные пути долго не живут. Александр Аминов, сотрудник предприятия «РМ-Экология», предлагающего инновационные методики управления затратами в области торфопереработки, сетует, что у сотен километров узкоколеек по всей России новые собственники появляются лишь для того, чтобы в рекордные сроки разобрать их на металлолом. По его словам, километр путей, сданных на черный металл, стоит порядка 1 200 000 рублей.

Один из главных российских энтузиастов и знатоков узкоколеек Сергей Костыгов, объездивший их почти все и даже написавший о них книгу «Васильевский мох», признает, что от дорог остается одно воспоминание. «Если и катаемся, то для своего удовольствия, как туристы. А так я в основном работаю в архивах «Главторфа». При этом Костыгов - один из создателей pereyezd.ru - говорит, что до 2004 года, когда был запущен сайт, поклонников узкоколеек можно было пересчитать по пальцам, а теперь, посмотрев на фотоотчеты, «желающие валом повалили».

Тепловоз в лесу

Александр Гончаров со своей туристической компанией «Поезд напрокат» оказался одним из тех, кто решил как-то организовать поток желающих. На сайте poezdnaprokat.ru отлично описано, в чем заключается прелесть узкоколеек: «Как правило, они строились в труднодоступных местах: на болотах, в непроходимых лесах или горах, тем самым органично вписываясь в окружающую среду. Рельсы утопают во мху или траве, шпал не видно вовсе, а тепловоз может появиться из-за соседней сосны так же неожиданно, как, например, лось из лесной чащи». Александр добавляет, что осенью отдельное удовольствие - собирать белые прямо на шпалах: останавливаешься и, не сходя с места, наполняешь целый пакет.

Гончарову повезло: в 2009 году удалось договориться c организацией «Владимирторф», и «Поезд напрокат» начал предлагать поездки во Владимирскую область с посещением действующего Мезиновского торфопредприятия, катанием по 20-километровой узкоколейке на поезде, экскурсией в депо и посещением полей торфодобычи (для поездок набираются группы из 10 человек, цена поездки от 1200 до 1500 рублей).

Кроме того, «Поезд напрокат» организует и индивидуальные туры: здесь и катание на мотодрезинах, и поездки на Урал, на самую старую из действующих в России Алапаевскую УЖД, которой в этом году исполнилось 115 лет, а также на Украину, где находится одна из самых красивых горных узкоколеек ближнего зарубежья - «Карпатский трамвай». По словам Александра, его клиенты - городские жители, уставшие от однообразной офисной работы, для которых «покатушки» по узкой колее - это что-то оригинальное и в то же время абсолютно безопасное, куда можно поехать всей семьей, даже с детьми (правда, не на мотодрезинах).

На узкоколейках некоторые клиенты даже устраивают корпоративные праздники и дни рождения. Юрист Роман Вихров рассказал «Пятнице», что свой лучший день рождения отметил на узкоколейке в 2010 году. «Была незабываемая атмосфера, мы остановили поезд на лесной поляне в самой чаще, куда ни на машине, ни пешком не добраться. Развели костер, пожарили шашлыки, устроили пикник». Роман мечтал таким же образом отметить свадьбу: разукрасить поезд шарами, цветами, кольцами - и махнуть со всеми гостями в лесную глушь. Но невеста не захотела.

Проезд и пролет

Директор Переславского музея Сергей Дорожков считает, что самые живописные и перспективные с туристической точки зрения узкоколейки - горные. «В Европе они дотируются огромными государственными средствами, а у нас такая только одна - в Апшеронске».

Действительно, дорога в Апше­ронском районе Краснодарского края фантастически красива. Она прорублена прямо в скальной породе, так что одним боком тепловоз прижимается к стене Гуамского ущелья, а с другого бока у него обрыв и речка Курджипс. Здесь красиво в любое время года: ранней весной с отвесных гор срываются водопады, зимой в ущелье висят причудливые сосульки, а летом и осенью здесь можно увидеть реликтовые растения, которые встречаются только здесь, в Гуамском ущелье.

Длина узкоколейки 9 км, из которых первые три проходят по дну ущелья. Состав выглядит непривычно: тепловоз не тащит, а толкает вагоны, находясь в конце состава. Это повышает устойчивость поезда на путях. «Мы возим экскурсантов на отрезке пути в 1707 м, это 15-20 минут, - рассказывает Александр Куделя, генеральный директор предприятия «Апшеронск - Лагонаки», арендующего дорогу у администрации района. - Билет стоит 300 рублей в оба конца, а местные жители ездят бесплатно». Многие туристы предпочитают проехать в один конец, погулять по ущелью и вернуться обратно на последнем поезде, который идет в 17.00 (понедельник-вторник - выходной, а с конца октября поезд ходит только в субботу и воскресенье). Куделя добавляет, что скоротать ожидание тепловоза у кассы в Гуамке можно с помощью тарзанки: «На вас наденут альпинистскую обвязку, и с помощью специального устройства вы пролетите 75 метров над речкой, приземлитесь на другом берегу и вернетесь обратно на посадочную площадку».

Своя колея

Помимо небольшого количества официальных перевозчиков, есть энтузиасты, которые собирают и ремонтируют старую железнодорожную технику и иногда катают желающих. Некоммерческое партнерство «Императорский вокзал» (uzd.spb.ru) - это группа любителей из Санкт-Петербурга, собравших целую коллекцию раритетной техники, предназначенной для узкой колеи: дрезины, автомотрисы, путеочистители. Один из основателей партнерства, Антон Максимов, сказал «Пятнице», что в планах «Императорского вокзала» приобретение участка и строительство собственной линии.

А выпускник Петербургского университета путей сообщения Алексей Помигуев организовал в прошлом году на узкоколейке настоящую историческую реконструкцию.

Алексей живет в поселке Тёсово-Нетыльский под Новгородом. Вместе с друзьями он отремонтировал мотодрезину, а сейчас приводит в порядок паровоз. Все это Алексей хранит у себя на домашнем участке (техника малогабаритная), к которому проложил отдельную ветку. На ней Алексей и устроил реконструкцию в память о подвигах Второй ударной армии, собравшую больше тысячи зрителей. «Здесь сохранились все исторические декорации, даже платформа 1940-х годов, - рассказывает Помигуев. - Мы воссоздали военную бронедрезину, установили на нее пулемет и стреляли холостыми патронами».

Эти довольно экстравагантные начинания стали возможны благодаря Борису Филковскому, гендиректору торфопредприятия «Тёсово-1», который выделил Помигуеву рельсы и шпалы для прокладки дороги. На вопрос «Пятницы», не проще ли было сдать рельсы на металл, Филковский неожиданно ответил, что верит в будущее торфодобывающей промышленности: «Уголь приносит убыток, и только торф по цене может конкурировать с газом». А благодаря торфу может подняться вся область, считает Филковский, так что вполне можно развивать и туризм.