Екатерина Деготь: Взорвать Бастилию
Почему многие могут спроецировать на себя опыт женщин в мордовской колонииТаджикские нелегалы тут могли бы пожать руку белым воротничкам из крупных корпораций, если бы и те и другие не боялись
На письмо Надежды Толоконниковой о нечеловеческих условиях содержания заключенных в колонии, где она находится, было много реплик, и в основном негативных. Сводятся они к тому, что «так им и надо» и «как она посмела», но практически никто (не считая тех, кто считает себя лицами официальными) не написал, что то, о чем она сказала, неправда. Некоторые пытаются говорить, в духе риторики граждан Третьего рейха, «мы ничего не знали», но даже это сложно, потому что каждый, кто в нашей стране побывал в армии, в милиции, в суде, в больнице (разве что за большие деньги) или хотя бы в школе (разве что повезло), конечно, знал, не мог не знать, как все в России устроено: на издевательстве над слабыми, на оскорблениях и унижениях, на дедовщине и предательстве, на всеобщем трусливом молчании и злорадном осуждении тех, кто не молчал.
К сожалению, это все устроено в продолжение тоталитарных структур СССР, иногда непосредственно. Тоталитарные советские структуры в лице КГБ, ГУЛАГа и пенитенциарной системы вообще выжили лучше, чем демократические. Те тоже были, в особенности в постсталинское время, но все эти самодеятельные оппозиционные кружки и неофициальные гражданские сообщества только сейчас начинают отходить от двадцатилетней шоковой терапии по радикальному устранению самой логики Советов. Возможно, те ростки погибли совсем, и те общественные инициативы, что пытаются построить сегодня, носят искусственный и симулятивный характер, вроде велосипедной мании, принимающей опасные масштабы, или ресторанов на дому, в которых якобы и есть демократия.
Однако советское наследие в российской пенитенциарной системе - не единственное. За последние двадцать лет появилась и другая «эстетика унижения», растущая из иного корня. Не умаляя нечеловеческих страданий женщин - заключенных мордовской колонии, нужно сказать, что это опыт, который могут спроецировать на себя многие. Многие, кто работает там, где нормой жизни является корпоративный дух, то есть подобострастие и отсутствие своего мнения; где жалоба на свое положение приводит только к ухудшению этого положения; где труд тяжел, унизителен и не нормирован, а, наоборот, посещение туалета строго нормировано и даже порой запрещено; где сотрудников проверяют на тип их постельных связей и увольняют за аборты; где у тебя нет никакой защиты, если только ты не близок с начальником, но в случае поворота Фортуны это обернется против тебя... Это опыт многих, но немногие решаются о нем говорить. Таджикские нелегалы тут могли бы пожать руку белым воротничкам из крупных корпораций, если бы и те и другие не боялись.
Петиции в поддержку Толоконниковой собирают тысячи подписей, но не все так просто. Либералы иногда больше поддерживают саму Толоконникову, социально им близкую (подобно Илье Фарберу), нежели ее требования по улучшению условий содержания других заключенных, потому что это звучит слишком социально, слишком по-левому. Левые со своей стороны не торопятся поддерживать Толоконникову, потому что это ставит больной для левых вопрос о ГУЛАГе и потому что она «привилегированная заключенная», отдавая вместо этого предпочтение рабочим, иногда воображаемым. Но слова Толоконниковой потому и звучат так точно, что она сознательно использует свою привилегированность (вероятно, без нее передача таких писем просто не состоялась бы) для того, чтобы выступить в защиту других.
Это выступление в защиту других нужно теперь продолжить: против рабства и тюремной логики во всем обществе, за освобождение политических заключенных, за амнистию, в поддержку честного и не калечащего правосудия для всех. Либералы слишком долго боролись за свое право на социальное неравенство, но левые, как ни странно, тоже: за классовое превосходство угнетенных. Но в России есть межклассовая категория - заключенные. Политические и неполитические, сознательно «болотные» и случайно оказавшиеся рядом, совсем бедные и когда-то прежде богатые, законно и незаконно осужденные - за них следует заступиться. Если есть сейчас в России какая-то возможная точка консенсуса, то только эта.