Сергей Медведев: Искусство маскировки
Почему тем, кто скрывает автомобильные номера, следует отвечать гражданским партизанингомЧудеса еще случаются: суд признал правоту гражданина в его иске к государству.
Адекватным гражданским ответом на мошенничество должен стать гражданский партизанинг
В ответ на жалобу юриста Виктора Вэскера Судебная коллегия по административным делам Верховного суда России признала недействительными отдельные штрафы за нарушение правил пользования платными парковками в Москве. В частности, суд отменил штраф в 5000 рублей за размещение на парковке автомобиля с нечитаемым номером либо без номера. Победа отдельного человека, который в мгновение ока стал национальным героем, означает, однако, поражение для всего общества.
Пускай это всего лишь безобидные жестянки, но номерные знаки священны. Во всем мире за их подделку и сокрытие предусмотрены самые суровые штрафы, как за подделку документов. В сущности, номера и есть документ, наподобие паспорта, который не принадлежит гражданину на правах частной собственности, а дан ему во временное распоряжение: человек не может изменять номерные знаки, так же как не может менять в паспорте дату рождения или пририсовывать себе усы. У нас, однако, развилась целая индустрия подделки и маскировки автомобильных номеров: в них замазывают части букв и цифр, завешивают перчатками и тряпками, закрывают визитками и компакт-дисками. На мобильный и в почту мне то и дело приходит спам с предложением купить «чудо-пленку», которая сделает знаки невидимыми для парконов и камер видеоконтроля. На магистралях, где скорости за последний год заметно упали благодаря камерам-радарам, появляется все больше нарушителей, которые смело пролетают под камерами по выделенным полосам с большим превышением скорости, защищенные этими волшебными пленками.
Теперь все это легально. С номерными знаками можно поступать как заблагорассудится. И что хуже всего - большая часть водителей, судя по автомобильным форумам, не видит в этом ничего предосудительного и считает это чуть ли не актом гражданского сопротивления несправедливой системе. В качестве оправдания человек обычно апеллирует к некой абстрактной справедливости: а пусть они сначала починят нам дороги! Пусть избавят Москву от пробок! Пусть снимут свои мигалки! Пусть объяснят нам, куда идут наши деньги за парковку (предположительно в кипрский офшор) и так далее.
Проблема в том, что список претензий к власти бесконечен, и им можно оправдать любую собственную подлость. Здесь работает извечная рабская психология (она же - советская двойная мораль), когда человек молчаливо соглашается с системой, но при этом обманывает ее на каждом шагу. Если не нравится власть - меняй ее, избирай новую, которая примет лучшие законы, построит паркинги, починит дороги и снимет мигалки. А пока не поменял - исполняй законы существующей власти. Презрение к закону (в том числе к налогам, штрафам, платным парковкам) в итоге бьет не по государству, а по людям. Нет никакой принципиальной разницы между человеком, маскирующим номера, человеком, ездящим на красный свет, человеком, не платящим налоги, и человеком, ворующим из госбюджета. Они думают, что крадут у государства (т.е. ни у кого), а на деле они крадут у общества, т.е. у всех нас.
Читаемые номерные знаки на всех автомобилях - это коллективное благо и социальный капитал, это доверие и равноправие всех участников движения, залог безопасности и законности. Именно этого они хотят нас лишить. Адекватным гражданским ответом на мошенничество должен стать гражданский партизанинг: лично я везде, где вижу, снимаю эти тряпки и бумажки с номеров припаркованных машин и рекомендую делать это всем (помня, правда, о риске нарваться на взбешенного владельца авто). Это нормальная гражданская реакция на правонарушение, допустимая самооборона общества от жуликов и жлобов.
За годы борьбы с государством русский человек преуспел в искусстве маскировки - номерных знаков, банковских счетов, побочных доходов, в маскировке названий фирм, которые часто скрываются за дверью без вывески, в маскировке своего лица за темными очками и тонированными стеклами, в маскировке собственного тела за неприметной одеждой. Мы мимикрировали, как ящерицы на камне, как куропатки на снегу, слились с окружающим пейзажем. Бесконечно так продолжаться не может. Требуя от власти прозрачности и подотчетности, человек должен стать прозрачным и подотчетным сам.
Автор - профессор Высшей школы экономики