Аэропорты переводят пассажиров на самообслуживание
Как сделать так, чтобы путь от входа до Duty Free сократился до 10 минутВ специальном киоске пассажир самостоятельно распечатывает багажную бирку, наклеивает ее и ставит свой чемодан на багажную ленту
Можно ли самому регистрировать багаж, не предъявлять посадочный талон и самостоятельно проходить на посадку? Можно ли сделать так, чтобы в аэропорту не было очередей? В Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) считают, что можно, причем уже скоро. В начале июля в Москве состоялась конференция «Транспортные услуги-2013», где представитель Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) рассказал о Fast Travel – программе, которая упрощает пассажирам прохождение аэропортовых формальностей и в перспективе может значительно сократить затрачиваемое на них время: до 10 минут от входа в аэропорт до зоны duty free на вылете и до 30 минут от самолета до такси по прилете. Пока что в программе участвуют 28 авиакомпаний в 124 аэропортах. К концу 2013 года новшествами Fast Travel смогут воспользоваться 20% пассажиров авиакомпаний – членов ИАТА (таких компаний 240), а к 2020 году – уже 80%.
Идея проекта в том, чтобы между путешественником и перевозчиком было как можно меньше посредников. По данным опросов, которые регулярно проводит IATA, 86% пассажиров хотят приезжать в аэропорт, уже имея посадочный талон, 76% – регистрировать багаж дома или через киоск саморегистрации в аэропорту, 86% – заранее предоставлять паспортные данные и 71% опрошенных предпочитает самостоятельно сканировать свой посадочный талон при посадке на рейс (то есть не отдавая его или мобильное устройство, на которое он получен, сотруднику). Наконец, еще 60% опрошенных заявили, что не прочь иметь с перевозчиком прямую связь через социальные сети, в том числе и на борту самолета. Словом, для всех желающих в аэропорту должна существовать возможность полного самообслуживания, начиная с регистрации и заканчивая автоматизированным заявлением о том, что не прибыл багаж (исключение составляет только контроль безопасности).
Некоторые авиакомпании – например, Finnair, Iberia, Lufthansa, SAS – уже полностью внедрили в своих основных аэропортах проекты Fast Travel, другие освоили лишь некоторые из проектов. Региональный директор IATA в России и СНГ Дмитрий Шамраев считает, что принцип «сделай сам» кажется непривычным лишь поначалу, все дело в практике: «Часто летающие пассажиры – а в основном это молодежь и деловые люди, то есть наиболее мобильная и продвинутая часть населения, – только приветствуют самообслуживание. Первым любопытно и интересно, вторые экономят время. К электронным билетам или самостоятельной регистрации на рейс уже все давно привыкли, но поначалу и это казалось чем-то невероятным».
«Пятница» выяснила, в каких московских аэропортах планируются дальнейшие нововведения, связанные с самообслуживанием. Внуково и Шереметьево поделились ближайшими планами, в Домодедово от комментариев воздержались, сказав лишь, что «учитывают мировой прогрессивный опыт».
Сдать багаж
Сейчас для тех, кто самостоятельно зарегистрировался на рейс, есть отдельная стойка, на которой можно зарегистрировать и сдать багаж, не стоя в общей очереди. Но Fast Travel предлагает и другую возможность (например, пассажиры авиакомпании KLM используют ее в аэропорту Амстердама Схипхол): в специальном киоске пассажир самостоятельно распечатывает багажную бирку, наклеивает ее и ставит свой чемодан на багажную ленту, которая в идеале должна быть рядом с киоском, если планировка терминала это позволяет.
Внуково: «Распечатка багажных бирок не в состоянии учесть ни требований безопасности, ни норм авиакомпаний по максимальной массе багажного места, поэтому в ближайшее время мы подобную систему вводить не планируем. Но через год собираемся протестировать систему сдачи багажа через автоматическое устройство».
Шереметьево: «Пока что в Шереметьево применяются киоски самостоятельной регистрации, в них не предполагается распечатка багажной бирки».
Проверка документов
Уже сейчас при самостоятельной регистрации через киоск достаточно поднести паспорт к считывающему устройству, что мы и делаем при самостоятельной регистрации, а в дальнейшем в том же киоске, в котором распечатываются посадочный талон и багажная бирка, можно будет проверить, все ли документы для путешествия у вас в порядке (паспорт, виза и т.д.). Сейчас это делают сотрудники авиакомпании или аэропорта.
Внуково: сейчас паспорт можно предъявить в киоске саморегистрации.
Шереметьево: «В терминале Е тестируется автоматизированная кабина пограничного контроля для тех, у кого паспорта нового поколения. Кроме того, идентификация пассажира может производиться по банковской карте, если этой картой был оплачен билет».
Выйти на посадку
Как показывают опросы IATA, пассажирам не очень нравится отдавать в руки сотрудникам свои мобильные телефоны и планшеты со штрихкодом. Многие предпочитают выходить на посадку через турникет, как в метро, самостоятельно сканируя свой посадочный талон. «Когда сотрудник не должен брать у каждого посадочный талон, сканировать его и возвращать обратно, это очень ускоряет посадку, особенно если речь идет о самолетах с большим количеством пассажиров, – объясняет Дмитрий Шамраев. – Это не значит, что рядом с вами не будет ни одного сотрудника аэропорта, просто один человек будет обслуживать несколько выходов на одном гейте».
Внуково: «В ближайшее время будут тестироваться два турникета с системой автоматизированного контроля посадки. Достаточно будет просто приложить свой посадочный талон. Турникеты не будут работать на рейсах в США».
Шереметьево: «Мы собираемся протестировать подобные турникеты. Изучив международный опыт их использования, можно сделать вывод о том, что перед применением в России необходимо их доработать с учетом нашего менталитета».
В случае нестыковки
Если вы опоздали на пересадку, то идете к транзитной стойке и стоите в очереди за посадочным талоном на следующий возможный рейс. За это время, как объясняет Дмитрий Шамраев, уже несколько подходящих рейсов могли улететь. Поэтому Fast Travel предлагает другое решение. Авиакомпании с большим транзитным трафиком, заранее зная, что в случае нарушения стыковки пассажиры опаздывают на пересадку, готовят для них другие варианты перелета. Но вместо того, чтобы отправлять пассажиров на транзитную стойку, можно прислать им новые посадочные талоны со штрихкодом прямо на мобильный телефон или загрузить информацию в киоск самообслуживания. Пассажир прилетает в аэропорт транзита – и распечатывает себе новый посадочный талон в киоске, расположенном в транзитной зоне.
Внуково: нет комментария.
Шереметьево: подобная схема реализована, но без применения киоска самообслуживания – при задержке транзитного рейса сотрудник аэропорта передает пассажиру новый посадочный талон по прибытии, чтобы пассажиры не тратили время на оформление на пересадочный рейс.
Потеряли чемодан
Стоять у багажной ленты, провожая глазами чужие чемоданы и понимая, что твоего среди них нет, – один из самых неприятных моментов в поездке. Приходится идти на специальную стойку, предъявлять багажную квитанцию, заполнять документы. Дмитрий Шамраев рассказывает, что в такой ситуации предлагает Fast Travel: «Подходишь к автоматизированной стойке розыска багажа, отвечаешь на несколько несложных вопросов: чемодан или сумка, цвет, примерный вес, размер, – и процесс розыска запущен. В заключение пассажир получает на мобильный телефон сообщение о найденном багаже». Кроме того, программа Fast Travel предполагает, что если багаж задержался на вылете, то сообщение об этом можно получить по СМС и, не тратя время на бесполезное ожидание, сразу заняться формальностями, связанными с розыском.
Внуково: «Киоски для автоматизированной заявки о розыске багажа WorldTracer уже заказаны и будут установлены в конце августа».
Шереметьево: «Вопрос о возможности пассажира заявить о пропаже багажа самостоятельно через киоск рассматривался, но на данном этапе своего развития был признан неподлежащим внедрению в Шереметьево, т.к. при личном общении с работником аэропорта эффективность розыска увеличивается в разы».